Как часто ученики обращаются к вам с таким вопросом-просьбой?
Я как минимум раз в неделю слышу его от своих ребят и чаще всего мой ответ неутешительный: «Сейчас нам нужно разобрать новый материал. Это очень важно для успешной сдачи экзамена». Или что-то в этом роде… Мол, нам нужно заняться более серьёзными делами.
То есть с позиции учителя или просто взрослого человека, всё, что касается желания детей поиграть – это несерьёзно?
И пока они были маленькими, мы снисходительно принимали эту их потребность, а как только подросли, стали примерять на них свои взрослые принципы?
Но, как говорится, слов из песни не выкинешь. Помните, с чего начинается ария Германа в опере Петра Ильича Чайковского?
«Что наша жизнь? Игра!»
Игра — это то, о чем давно забыли взрослые…
И что является естественной средой обитания ребёнка, частью его жизненного опыта, неотъемлемой формой обучения!
Дети интуитивно стремятся превратить скучные для них занятия в более интересные и привлекательные.
Взрослые же со временем, к сожалению, усердно и методично отучают их делать это.
— Не шали, не бегай, не вертись, не задавай лишних вопросов…
Вот программа, которая прививает у ребёнка восприятие каждодневных действий, в том числе восприятие учебы и труда как чего-то нудного, скучного, неприятного, но обязательного.
Так стоит ли удивляться тому, что наш ребёнок из любознательного малыша со всеми признаками гениальности на глазах превращается в «среднего» ученика со «средними способностями», погрузившегося в мир компьютерных игр, социальных сетей и дурных привычек!
Что же делать?
Я для себя решила, вновь взглянуть на мир глазами ребёнка и подключить давно забытые игровые правила.
С этой целью я открываю в блоге новую рубрику «Обучение в игре» где мы будем разбирать основные понятия и приёмы, а так же возможности практического применения такого явления, как игрофикация.
И начнём, пожалуй, с того, насколько это актуально.
Актуальность игрофикации
Практически любому процессу сейчас, будь то работа, учёба или даже шопинг, приходится вести борьбу за внимание людей. Их вовлечённость в тот или иной процесс уже превращается в основной ресурс. И одним из способов эффективной вовлечённости как раз и является игрофикация, применяющая игровые элементы и игровое мышление.
Немного статистических данных, взятых на сайте elearninginfographics.com:
- 71% наёмных работников не увлечены, или абсолютно не вовлечены в свою работу.
- 80% учеников говорят, что их продуктивность выросла бы, если бы их обучение было больше похоже на игру.
- 90% учеников вспоминают информацию, если при применении материала задействован механизм стимуляции.
Так что такое игрофикация?
Существует множество определений термина «Игрофикация» (Gamification).
Мне более всего приглянулось приведённое в мини книге «Шпаргалка Игрофикатора». Авторы Иван Нефедьев и Мирослава Бронникова.
Игрофикация – это введение дополнительных игровых правил в существующий контекст. При этом должны присутствовать Фан, связь с реальностью и добровольность игры.
- Фан (Fun)
Соблюдение игровых правил делает реальность более увлекательной и интересной для игроков.
- Связь с реальностью
В игрофицированной системе игрок совершает обычные для себя и полезные для основного (реального, не игрового) контекста действия, часть из которых наполнена дополнительным игровым смыслом.
- Добровольность
Игрок в любой момент может отказаться от этой надстройки и вернуться к обычному взаимодействию с реальностью.
Разберём на примере:
Помните, как капитан Врунгель учил матроса Фукса управлять яхтой?
… Но тут мне пришла блестящая мысль. Я, знаете, люблю иногда разложить пасьянс на досуге, и у меня нашлась на судне колода карт. Так я на каждую снасть привязал поскорее по карте, привел яхту к ветру и повторил маневр.
– К повороту приготовиться! Развязать тройку пик, подтянуть валета червей, смотать десятку треф…
И, знаете, поворот удался на славу, и этот Фукс действительно так в картах разбирался, что в темноте другой раз и то масти не путал…
Для того чтобы быстро сориентировать Фукса в совершенно незнакомой ему среде и вовлечь в процесс, капитан Врунгель ловко использовал игровые правила (Фан) карточной игры.
А так как Фукс был ни кто иной, как карточный шулер, и игральные карты были его родной стихией, то связь с реальностью уж точно была обеспечена.
Как вы помните, Фукса никто не принуждал становиться матросом. Он по доброй воле и счастливому для него стечению обстоятельств попал на яхту «Беда» и принял на себя все необходимые обязанности. Так что с добровольностью тоже всё в порядке.
Вся структура применения игрофикации в процессе обучения на лицо.
Здесь очень важно понимать, что игрофикация – это не игры как таковые. Это включение игровых правил в неигровой контекст.
Подытожим
Критерии отличия игрофикации от игр, симуляторов, принудительной деятельности и пр.:
- Добровольный вход и выход.
- Правила, надстроенные над существующим контекстом. За счёт усложнения реальности они делают опыт игроков более привлекательным
- Игрок совершает полезные для существующего контекста действия. Часть этих действий наполняется дополнительным игровым смыслом
Только при соблюдении всех этих условий можно считать какой-либо процесс игрофикацией.
Надеюсь, эта информация будет полезна и вдохновит вас на новые творческие идеи. А я желаю вам успехов в их реализации!
И да пребудет с нами Fun!
Средняя оценка: 5 из 5
Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!