Реформы образования: прошлое и настоящее

  Автор:
  6 комментариев
  2660

Приветствую вас, дорогие читатели моего блога!

Сегодня захотелось поделиться с вами информацией по теме «Реформы образования: прошлое и настоящее». И, несмотря на то, что древняя восточная мудрость гласит: «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен» каждому из нас приходиться сталкиваться с теми или иными переменами, будь то смена государственного строя, экономические реформы или реформы государственных систем. Соответственно у каждого из нас своё видение тех преимуществ или недостатков, которые обязательно присущи любой реформе.

Тем не менее, подборка фактов касающихся реформы российского образования, за период, начиная с начала XVIII в. и по сей день мне показалась очень интересной и достойной вашего внимания.

К примеру, знали ли Вы, что мы живём в эпоху десятой по счету реформы российского образования?

Более трех веков в нашей стране система образования регулярно изменялась и модернизировалась. Вот короткий обзор всех десяти реформ.

Начало XVIII века – ПЕРВАЯ реформа российского образования

Основные положения:

  • возникла светская школа;
  • была предпринята попытка создать государственную систему образования;
  • разработаны основы светского обучения и воспитания.

60-70-ые годы XVIII века – ВТОРАЯ реформа

Основные положения:

  • попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений;
  • начало женского среднего образования

Начало XIX века – ТРЕТЬЯ реформа

Основные положения:

  • государство взяло образование под свой контроль, создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук;
  • создан план организации единой системы образования.

Вторая половина XIX века – ЧЕТВЕРТАЯ реформа

Основные положения:

  • модернизация существующих учебных заведений;
  • создание новых ступеней образования — народная начальная школа, среднее специальное и педагогическое образование, женское среднее и специальное образование;
  • формирование новой правовой базы образования;
  • реорганизация системы управления образованием;
  • децентрализация управления образованием – передача полномочий в регионы.

1915-1916 г.г. – ПЯТАЯ реформа

Основные положения:

  • реформа всей системы от дошкольного воспитания и начальной школы до высших учебных заведений;
  • вводилась единая средняя общеобразовательная школа (гимназия) с 7-летним сроком обучения (I ступень — с 1-го по 3-й класс, II ступень — с 4-го по 7-й класс);
  • согласование между ступенями учебных планов и программ;
  • были подготовлены программы по 16 предметам, составленные по единым принципам:
  • углубление материала при исключении из него второстепенных знаний;
  • учет возрастных психологических особенностей учащихся;
  • сближение изучаемого в школе материала с жизнью;
  • предоставление преподавателям инициативы в распределении учебного материала, его дополнении и конкретизации;
  • постоянная связь преподавания с осуществлением воспитательных задач.

1917-1930 г.г. – ШЕСТАЯ реформа

Основные положения:

  • утверждение в качестве доминирующей парадигмы трудовой школы;
  • утверждение демократического принципа единой школы, бесплатной, доступной всему молодому поколению независимо от социального статуса, имущественного положения и национальности;
  • школа была провозглашена светской, независимой от церкви;
  • родной язык каждого народа должен был стать основой для образования во всех типах общеобразовательных школ;
  • вводилось совместное обучение лиц обоего пола.

50-ые-60-ые годы XX века – СЕДЬМАЯ реформа

Основные положения:

  • соединение обучения с производительным трудом;
  • активное участие школы в окружающей общественной жизни;
  • наличие производственной практики школьников;
  • доминирование политехнического содержания образования.

1984 год – ВОСЬМАЯ Реформа

Основные положения:

  • устанавливалось обучение детей с 6-летнего возраста;
  • пересмотр  программ в плане повышения их научного уровня.

90-ые годы XX века – ДЕВЯТАЯ реформа

Основные положения:

  • отход от единого типа учебных заведений;
  • осуществлялась разработка вариативных учебных планов;
  • большое значение придавалось гуманизации и гуманитаризации учебной деятельности;
  • усилились демократические черты в управлении народным образованием;
  • педагогам была предоставлена небывалая свобода.

2001-2020 (запланированное окончание реформы) г.г. – ДЕСЯТАЯ реформа

Основные положения:

  • массовое закрытие сельских школ;
  • информатизация системы образования;
  • ввод ЕГЭ;
  • ввод новой системы оплаты труда педагогов;
  • школам разрешено оказывать платные услуги;
  • введение ФГОС;
  • введена двухуровневая система высшего образования;
  • введение подушевого финансирования ОУ;
  • попытка введения профессиональных стандартов;
  • укрупнение (объединение) учреждений образования.

Общие черты всех реформ:

  • постоянное противостояние государства и общества, то есть руководителей образованием и учительства;
  • каждая реформа приводила к усилению остроты взаимного неприятия «новаторов» и «консерваторов»;
  • реформы были «догоняющей» западные страны модернизацией;
  • реформы недостаточно учитывали российский менталитет, систему ценностей народа, а, следовательно, и не опирались на него.

Вот такая получилась картина развития системы образования в России за всё время её существования. Думаю она даёт  достаточно полное представление о том, насколько тесно связаны эти реформы с тем, по какому пути развития в тот или иной период своей истории движется государство.

А что Вы думаете по этому поводу, друзья?

Источник: pedsovet.org


Реформы образования: прошлое и настоящее

   1 голос
Средняя оценка: 5 из 5
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями:

Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!

Оставьте свой комментарий:

Комментарии на Блог
6 комментариев
  1. Федор

    Такое впечатление, что реформы нынешнего образования проводятся для искоренения вообще работать в этой сфере.
    Великое спасибо людям работающим в сфере образования в России, наперекор всем усилиям чиновников от «народа».

    • Наталья Камушкова

      Если пройтись по всем положениям последней реформы образования, то мне импонирует целиком и полностью информатизация образования. Абсолютно согласна с тем, что образование и новые технологии должны жить в симбиозе.
      По всем остальным пунктам имею противоречивое мнение =)
      Опять же парадокс, при всех стремлениях поставить образование на рельсы ИКТ, такой загруженности документооборотом как теперь учительство ещё не испытывало (работаю в школе более 20 лет и есть с чем сравнивать).

  2. Идиотизм высшей степени — ориентироваться на западные страны. Тупых там полно. И наша молодежь уверенно движется в том же направлении. Спасибо за это реформам и реформаторам, намеренно убивающим наше образование.
    P.S. «Тогда Фурсенко — это оно!» © Михаил Задорнов

    • Наталья Камушкова

      Денис, спасибо вам за комментарий!
      Уважаю мнение каждого читателя моего блога =)

  3. Буквально недавно наткнулся на мнение видеоблогера Соболева, который как раз посвящен образовательной тематике. Он сказал много правильных слов. Причина таких проблем в знаниях школьников, студентов как раз в последней реформе образования. Школьники не хотят получать знания, они лишь хотят сдать ЕГЭ. От себя добавлю — судя по вопросам на otvet.mail.ru, у молодежи не просто нет знаний, они даже не знают, что в интернете все что они спрашивают есть. Они и искать не могут самостоятельно.
    Со стороны известных блогеров надо бы чаще поднимать эту тему. А также образовывать молодежь в привычном им сленге. На всякий случай оставлю ссылочку на это недавнее видео Соболева: https://youtu.be/OFG8TbgIFPk

    • Наталья Камушкова

      Сергей, решила вашу ссылку оставить кликабельной 8)
      Рекомендованное вами видео просмотрела. Похвально, что среди молодой гвардии блогеров есть ребята, заинтересованные проблемами образования. Однако считаю подачу материала однобокой. Автор хотел показать самую блеклую сторону медали, он это сделал. Но мы же с вами понимаем, что у любой медали две стороны, так же как и у каждой палки два конца ;) Давайте воспринимать жизнь, учитывая весь богатый спектр её красок =)

Добавить комментарий для Наталья Камушкова Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.