Развитие интеллекта у детей

  Автор:
  2 комментария
  2085

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос самым счастливым, был самым умным и способным. Поэтому многих родителей так заботит вопрос развития интеллекта у детей.

Особенно модными и актуальными сегодня стали направления раннего развития интеллекта у малышей. Делать из крохи вундеркинда начинают с первых дней жизни. Некоторые родители начинают учить ребенка буквам и слогам, мечтая о том, что он начнет самостоятельно читать и станет самым умным.

Однако мышление и интеллект, хоть и тождественные, но все-таки разные вещи.

Так в чем же заключается разница между ними?

Мышление – это психический процесс, а интеллект – это способность к мышлению. Для того чтобы развивался интеллект ребенка необходимо создать базу, то есть обеспечить хорошую работу мышления.

Поэтому рекомендуется начинать развитие интеллекта у детей с улучшения работы мышления.

Что для этого необходимо предпринять?

Разумеется, начинать нужно с младенческого возраста.

Прежде всего, надо стимулировать познавательную деятельность малыша. Не ограничивайте движения ребёнка, а наоборот, создавайте ему условия для работы моторики. Именно поэтому многие мамы сегодня отказываются от пеленания, в угоду свободным вещичкам, не стесняющим движения.

Связано это с тем, что одной из самых первых стадий развития интеллекта у малышей является сенсорно-моторный интеллект. То есть ребенку необходимо двигаться и ощущать!

Практически все ощущения у малышей связаны с ротовой полостью, чтобы «познакомиться» с предметом ребёнку надо «попробовать на зуб» то, что попало ему в руки.  Именно поэтому считается вредным частое и неумеренное  использование пустышки. По мере роста малыша старайтесь как можно меньше давать её ему (в идеале вообще ею не пользоваться). Согласитесь, о каком развитии интеллекта может идти речь, если у него во рту постоянно находится один и тот же предмет, одинаковый на ощупь и на вкус!

Чтобы стимулировать развитие интеллекта у ребёнка, разговаривайте, объясняйте все малышу. Старайтесь разнообразить его быт. Однако чрезмерное наполнение интерьера новомодными развивающими игрушками тоже может пойти не на пользу. Как правило, такие игрушки яркие, красочные, интересные, если у ребенка будет их много, он не будет концентрироваться на игре и развитии.

Не уступайте роль воспитателя и учителя каким-то электронным и техногенным новинкам. Современные молодые родители злоупотребляют возможностями телевизора, телефонов, планшетов и прочих гаджетов, чтобы отвлечь внимание ребенка.

Самую важную и ключевую роль в развитии интеллекта у детей играет любовь и забота родителей и живое общение, которую ничем и никогда не заменишь.

Активное развитие интеллекта у детей происходит в младенческий, дошкольный и школьный периоды.

Учёные утверждают, что примерно с 17-18-летнего возраста процесс формирования интеллекта практически прекращается.

Вспомним, что интеллект — способность мозга так мобилизовать на эвристическом (поисковом) уровне свою работу, чтобы использовать собственный массив информации с максимальной эффективностью. Процесс поиска решений происходит на подсознательном (интуитивном) уровне и волевому управлению практически не поддается.

То есть при достаточно высоком уровне интеллекта человек способен принимать на интуитивном уровне оптимальные решения и находить ответы на «трудные» вопросы даже при весьма ограниченном объеме знаний. Иными словами, интеллект — это коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве.

Различия в интеллектуальной сфере у людей возникают в результате сложных и многочисленных взаимодействий между наследственностью и средой, в которой живет конкретный человек.

Наследственные влияния передаются через гены, которые человек получает от родителей и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы.

Влияние среды — это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое.

Генетические влияния и воздействие среды на развитие интеллекта тесно взаимосвязаны — гены проявляют свое действие в контексте влияния среды, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией.

На уровень интеллекта влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими воздействиями. Один из таких факторов — обучение. У детей, забросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто уделяет дополнительное внимание учебным занятиям — повышается.

Так же ряд наблюдений показал, что специально организованная обогащенная развивающая  среда в младенчестве и раннем детстве обычно оказывает умеренное, но стойкое влияние на IQ и. что более практически важно, на будущую успеваемость ребёнка.

Определенные вещества, воздействующие во внутриутробном периоде, тоже могут влиять на последующее развитие интеллекта.

Например, злоупотребление алкоголем во время беременности нередко приводит к так называемому алкогольному синдрому плода — состоянию, проявляющемуся у ребенка не только физическими нарушениями, но и умственной отсталостью и рядом стойких поведенческих отклонений. Даже умеренные количества спиртного могут сказаться на развитии интеллекта, а вычислить «безопасный» уровень потребления алкоголя беременной женщиной невозможно.

Кроме того, было отмечено, что отрицательно влияют на интеллект и некоторые вещества, воздействующие после рождения. Например, у детей, имеющих высокое содержание свинца в крови (из-за вдыхания загрязненного соединениями свинца воздуха или поедания кусочков штукатурки, покрытой свинцовыми красками), IQ обычно снижен.

Аналогичный эффект оказывает и продолжительное недоедание в детстве. В каждом из таких случаев была установлена связь между факторами среды и показателями интеллекта.

Несомненно, развитие интеллекта определяется и наследственностью. Существует ряд генетически обусловленных заболеваний, например фенилкетонурия и синдром Дауна, которые вызывают множество поведенческих или физических отклонений и приводят к низкому IQ.


Развитие интеллекта у детей

   4 голоса
Средняя оценка: 5 из 5
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями:

Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!

Оставьте свой комментарий:

Комментарии на Блог
2 комментария
  1. Спасибо за интересую информацию. Все родители стремятся, чтобы их ребенок отлично развивался и рос умным и способным. Только во всем нужна мера! Самое важное для малыша — общение с родителями. Это самое лучшее развитие, его не заменят никакие развивающие методики. А еще очень важно многое позволять крохе, чтобы он стремился познать окружающий мир.

    • Наталья Камушкова

      Абсолютно верно! Для развития ребёнка важно чтобы он познавал мир через общение и взаимодействие с этим самым миром. Родителям, которые вместе с малышом «месят» кашку-малашку, не придёт в голову наказывать его за грязные ладошки и разорванные штанишки ;)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.