Урок — «клеточка» педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется на уроке.
М.И. Скаткин.
Сегодня мы поговорим о главной отличительной черте современного урока.
Обобщая и анализируя различные методические пособия, освещающие вопросы данной темы, мы понимаем, что современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель создаёт условия для развития личности ученика, для формирования его нравственных основ, активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний. Поэтому в последние годы образовательное пространство России стремительно завоевывает личностно-ориентированный подход в обучении, основная задача которого — развитие способностей ученика и его индивидуальности.
Несмотря на то, что школьный урок был и остается основным элементом образовательного процесса, в условиях современного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Теперь урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Главной же отличительной чертой современного урока является выполнение школьниками творческой, исследовательской самостоятельной работы.
В связи с этим выделяют следующие его отличия от традиционного урока:
- перенос акцентов с организационной роли учителя на самоорганизацию деятельности ученика (деятельностный подход);
- ориентация на формирование познавательного интереса, компетентностей (мотивация учебной работы, компетентностный подход);
- совместная деятельность учителя и ученика по достижению поставленных целей (сотрудничество, партнерство);
- учет психофизиологических особенностей учащихся (индивидуализация и дифференциация обучения).
Таким образом, современный урок — это урок, в котором организация учащихся в максимальной степени ориентирована на их индивидуальные особенности, специфику личностно-предметного моделирования мира, формирование ключевых компетенций, позволяющих адаптироваться в окружающей жизни.
Исходной идеей современного урока является представление о единстве процессов обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться не только каждый урок, но каждый этап урока.
Образовательный аспект современного урока связан с расширением объема изучаемого материала. Развивающий – со структурным усложнением предметного содержания. Воспитательный — с формированием отношений.
Возможность осуществления единства упомянутых процессов должна быть заложена как в самом содержании образования, так и в методах через которые оно передается.
Качество взаимодействия учителя и ученика на уроке зависит от выполнения ряда условий:
- дидактически обоснованное планирование работы;
- определение уровня знаний и уровня готовности к занятиям;
- выполнение заданий для самостоятельной работы;
- знакомство с методическими указаниями, алгоритмами, рекомендациями выполнения заданий;
- работа с литературой;
- проведение самоконтроля;
- подведение итогов работы.
К сожалению, в школе присутствует проблема дефицита учебного времени, необходимого для качественного выполнения заданий самостоятельной исследовательской работы. Поиск путей решения этой проблемы, привел к тому, что учителя, стремясь развивать творческую личность школьника средствами своего предмета, стали изменять как форму организации учебной деятельности, так и структуру изучения содержания.
Использование современных педагогических технологий обучения школьников и управления познавательной деятельностью привели к трансформации урока как формы организации учебного процесса в учебное занятие, порой состоящее из нескольких уроков, образующих взаимосвязанную систему.
Как педагогическая система учебное занятие отличается целостностью, внутренней взаимосвязью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся, что обеспечивает усвоение содержания и управление познавательной деятельностью школьников.
Об особенностях учебного занятия и его конструировании мы и будем рассуждать в дальнейшем в этой рубрике.
Средняя оценка: 5 из 5
Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!
Для меня учителя до сих пор остаются «магами», в хорошем смысле этого слова. А уж молодые девочки которые осознанно идут в профессию, так это вообще огонь.
Только честно говоря, не хотел бы чтобы моя женщина преподавала в школе)
Интересное сравнение Если честно, то впервые сталкиваюсь с таким. Рада тому, что у вас остались столь теплые воспоминания от учителей