Статья написана мною в январе 2015 года на сайте Мультиурок.ru
Вот уже много лет я работаю в школе. Почти все мои сокурсники, с которыми я когда-то грызла гранит педагогической науки, уже давно освоили другие профессии. И при встрече искренне удивляются тому, что заставило меня так долго задержаться на таком «неперспективном и не хлебном» поприще. А я так ни разу и не дала чёткого и ясного ответа… Действительно, а что заставляет меня каждое утро вставать и спешить к первому уроку в свою маленькую сельскую школу?.. Именно об этом мне хочется поразмышлять в эти первые дни наступившего года.
Новый 2015 Год для меня начался очень знаменательно! Нет, я не получила ни почетных званий, ни высоких наград, ни шокирующих премий…. Я получила несколько приветственных слов в Личку на страничке ВКонтакте. Слов, которые дороже всех возможных наград вместе взятых. Мне писала бывшая и давняя ученица, в прошлом озорная шалунья Анюта, а теперь уже взрослая, успешная, молодая женщина Анна. Так же как все, она задала мне бессменный вопрос: «Как ваши дела Наталья Владимировна? Чем теперь занимаетесь? Неужели до сих пор в школе работаете?». И на своё: «Да, всё так же в школе» — я получила ответ: « Везёт же детям!».
Я потом ещё долго читала и перечитывала эти такие короткие строчки, уместившие в себя всю мою долгую учительскую жизнь…
Учитель. Преподаватель. Педагог. Воспитатель. Что значат для меня эти понятия?
Учить, научить, преподать, дать, отдать, воспитать…
Ответ размыт, нечеток, и самое главное – совсем не хочет вмещаться в рамки привычных слуху, гладких и отточенных формулировок.
Для меня учитель – это тот, кто вовремя распахнёт свои объятия навстречу едва заметному, импульсивному движению ребенка, старающегося, вопреки своей сущности, сохранить спокойный, невозмутимый вид, сопутствующий его напускному безразличию.
Учитель — тот, кто за бесконечным ворохом ошибок и проступков, распознает чуть заметный «родничок» той самобытности, которому суждено пролиться в могучий поток народной культуры.
Учитель — тот, кто искренне верит, что маленькие светлячки, поблёскивающие в детских глазах, обязательно зажгутся яркими звёздами на духовном небосклоне будущего.
Учитель — тот, для кого ребёнок — удивительный и прекрасный мир. Целый мир звуков, красок, «белых пятен», надежд, улыбок, слёз, разочарований, обещаний, обманов, счастья и горя.
Учитель — тот, для кого ребенок значит в тысячу раз больше, чем он сам, кто умеет быть невидимкой, растворяясь в нём, пока не начнёт чувствовать его чувствами.
Можно ли достичь этого? Как достичь этого? На мой взгляд, тут необходимы три составляющие: так называемая искра Божья, опыт и желание.
Значение каждого из них трудно переоценить, нехватка одной ведёт к полной беспомощности и бесполезности остальных двух.
Искра Божья — категория, увы, наиболее реликтовая, очень желательна в любом деле, но в учительстве – совершенно необходима. Говорить о ней много не приходится по той простой причине, что она либо есть, либо нет.
Опыт… Меня удивляет, с какой легкостью мы, взрослые, к месту и не к месту употребляем пословицы, поговорки, не задумываясь об их смысле.
«Умный на чужих ошибках учится, а дурак на своих»!? Никогда и ничему нельзя научиться на чужом опыте. Чужой опыт анализируем, осмысливаем, применяем, но учимся — на своём. Путём собственных проб и ошибок, на своих падениях и взлётах, на своих победах и неудачах постигает человек мудрость жизни.
Опыт — это тот блистательный рыцарь, который отворяет златые врата во дворец её величества — Мудрости…. И не так страшно быть обманутым, преданным и осмеянным людьми, чем перестать в них верить.
Не так страшно понести потери, как потерять себя. Желание как бы венчает две предыдущие категории, без него, сколь бы талантлив и опытен не был человек, все превратится в холодный и обезличенный инструментарий.
Желание — необходимое условие созидания, развития. Желание понять ребёнка и помочь ему принять его всего, целиком, без всяких условий, оговорок. Обыкновенное чудо становления личности возможно; И происходит оно, когда взрослый глубоко погружается во внутренний мир ребёнка.
Вот что такое, на мой взгляд, учительство и человек, который избрал эту деятельность своей профессией. И уже после приходит профессиональное знание в купе с дипломом специалиста. Уже после «познавательные процессы личности» и «формирование самосознания». Уже после теория обучения и воспитания. А в начале — это умение замечать интуитивные движения детской души.
И тогда главным признаком профессиональной «педагогической» зрелости будет потребность отдавать свет и тепло своего сердца. А эта способность связана не с возрастом, стажем и образованием, а состоянием души.
Может быть именно поэтому, я из года в год на первой страничке своего плана воспитательной работы пишу одни и те же слова известного английского физика Джеймса Максвелла:
Наш мир может, несколько страшен, И жизнь наша – без толку труд. Всё ж буду работать отважно, Пускай меня глупым зовут.
Средняя оценка: 5 из 5
Здравствуйте, Наталья! Может быть кому-то и надо сменить профессию учителя на что-нибудь более прибыльное, но только не вам!!! Не всё в жизни измеряется деньгами. Учитель это особый дар, которым наделены далеко не все желающие. Даже Бог в Слове Своем говорит нам: «Не все становитесь учителями, ибо с учителей спрос особый!» Дорожите вашим призванием, даже если финансовое обеспечение (от государства) этой профессии оставляет желать лучшего. Учитель по призванию это великий дар свыше! Сколько нужно терпения, проницательности, умения выслушать, любви к людям!!! Не каждый кто что-то знает может этому научить! Продолжайте свой труд, не важно в каком виде, реальном или виртуальном! Я до сих пор вспоминаю своих учителей, которые нашли ко мне подход и дали направление в жизни, не профессиональное, а именно мудрое, житейское! До сих пор слова моего тренера являются девизом моей жизни: «Нет слова не могу, есть слово не хочу!» Сейчас понимаю, насколько ПРАВДА и насколько это ВАЖНО!!! Успехов вам и руководства Свыше!
Ольга, большое сердечное спасибо за столько тёплых слов и за ваши пожелания