Рада вновь приветствовать Вас на страницах моего блога!
В данном разделе я предлагаю обсуждать вопросы аттестации педагогических работников.
Эта тема исключительно актуальна на сегодняшний день для меня, так как я усердно готовлюсь к предстоящей в новом учебном году процедуре аттестации.
Уверена, что собранный мною, осмысленный и проанализированный материал по этому вопросу, будет иметь ценность и для многих из Вас.
Аттестация — важный этап в жизни каждого педагога. Но, на мой взгляд, не менее важен, если сказать не больше процесс подготовки к ней.
В данном разделе мы постараемся рассмотреть все нюансы и важные элементы процесса аттестации, которые позволят обозначить и выработать оптимальную траекторию подготовки к ней.
И первый вопрос, с которым мы начнём разбираться посвящен нормативной базе аттестации.
Без сомнения нормативная база очень важна для любого педагога, который планирует пройти аттестацию, тем не менее, ещё раз ответим на вопрос: «Зачем сведения о данных документах и их содержании нужно знать каждому педагогу?».
В этих документах:
— дан порядок аттестации на соответствие занимаемой должности, установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям;
— оговорено право педагогов на аттестацию на категории и на соответствие занимаемой должности;
— оговорены права и обязанности педагога, руководителя ОО (образовательной организации), членов аттестационной комиссии в процессе аттестации;
— приведен перечень педагогических должностей и их должностных характеристик;
— в региональных нормативных документах оговорена конкретная процедура аттестации в регионе, сроки и материалы аттестации.
Какие нормативные акты регламентируют порядок аттестации учителей?
В первую очередь это:
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Этот приказ и приложение к нему является основным нормативно-правовым документом, регламентирующим порядок проведения аттестации педагогических работников.
В нем содержится основная информация:
— о порядке аттестации педагогов, начиная с 15 июня 2014 года;
— о сохранении категорий, присвоенных до этого периода на срок их установления;
— об утрате силы предшествующего приказа об аттестации педагогов.
В приложении к этому приказу излагается сам порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Обратите внимание, что в этом приказе и приложении идет речь только о порядке проведения аттестации, который един по всей стране, но не о конкретных процедурах аттестации, которые устанавливают субъекты Федерации самостоятельно.
— Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678«Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Документ перечисляет и описывает все должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе и административный состав.
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 48, п. 8 и статья 49).
Документ поясняет государственную политику в области образования. Он регулирует вопросы в области образования, определяет права, обязанности, полномочия и ответственность физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
Непосредственно в статьях 48-49 закона говорится об обязанности педагогического работника проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании. Устанавливаются сроки аттестации.
А так же:
— «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утв. Правительством РФ 28.05.2014 N3241п-П8).
Программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.
Определяются четыре основные взаимосвязанные направления повышения профессионального уровня педагогических работников школ:
— внедрение профессионального стандарта педагога;
— модернизация педагогического образования;
— обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников;
— повышение социального статуса и престижа профессии педагога.
Согласно определённым в программе направлениям представлены, соответственно четыре подпрограммы, обеспечивающие повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.
Конкретно подпрограмма 1 «Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» устанавливает сроки:
— формирования должностных обязанностей педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога (2015-2016 г.г.);
— разработки и апробации методики оценки соответствия педагогических работников уровню профессионального стандарта педагога (2015-2016 г.г.);
— разработки нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога (2015-2016 г.г.);
— обеспечения перехода и внедрения системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта педагога (2015-2020 г.г.).
— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).
Данный документ представляет собой единый квалификационный справочник должностей всех рангов педагогического сообщества. Это значит, что в документе представлен не только перечень должностей работников образования, но так же и их квалификационные характеристики: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».
В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.
В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.
Именно этот документ является одним из основных для определения требований к квалификации педагогического работника, а следовательно, и для аттестации в целом.
— Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
Утверждает и публикует правила осуществления мониторинга системы образования и перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.
Среди большого перечня обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу особое место, в рамках подготовки к аттестации, занимают результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 мая 2014 г. N 579 г. Москва «Об утверждении Порядка признания в Российской Федерации лиц, имеющих категории педагогических работников, предусмотренные Кабинетом Министров Украины, имеющими квалификационные категории педагогических работников».
Документ, описывающий порядок признания в РФ лиц, имеющих категории педагогических работников, предусмотренные Кабинетом Министров Украины, может быть актуален в свете последних событий.
Подробно ознакомиться с текстами документов можно на официальном сайте компании «Консультант Плюс» по адресу http://www.consultant.ru/
(Примечание: на сайте есть возможность бесплатно заказать текст документа к себе на электронную почту).
Так же хочу пояснить, почему я рекомендую для работы с документами сайт компании «Консультант Плюс». Во-первых, она давно зарекомендовала себя как серьёзного поставщика правовой информации. Во-вторых, имеет базу из более 92 млн. документов. В-третьих, документы систематически обновляются и всегда представлены в самой последней версии.
Таким образом, мы рассмотрели Федеральные документы, необходимые для подготовки к аттестации. Однако в них оговорен ПОРЯДОК аттестации.
Далее в субъектах федерации на основе Федеральных нормативных актов разрабатываются региональные документы аттестации, в которых оговаривается так же и ПРОЦЕДУРА аттестации.
Поэтому необходимо будет разобрать содержание не только федеральных, но региональных, а затем и муниципальных документов.
Региональные документы по аттестации публикуются на официальном сайте регионального Министерства Образования и региональном РЦОКО (Региональный центр оценки качества образования).
Муниципальные документы по аттестации должны быть, соответственно, опубликованы на официальном сайте Управления образованием в разделе Аттестация педагогических работников.
Понятное дело, что региональные и муниципальные документы мы здесь рассматривать не будем, так как это уже отдельная история для каждого из нас.
Успехов Вам в подготовке к аттестации и до новых встреч!
Средняя оценка: 5 из 5
Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!