Место кроссворда в системе обучения

  Автор:
  119

Доброго времени, дорогие мои читатели!

Прежде всего, желаю вам крепкого здоровья и творческого настроя.

Сегодня я продолжаю серию статей о таком нестандартном средстве обучения, как кроссворды.  Начало обсуждения читайте здесь >>>

Мой учительский опыт показывает, что ученики с увлечением отгадывают кроссворды на уроках, этот вид деятельности им очень нравится и редко кто из ребят сдается быстрее, чем будет разгадано последнее слово.

А с каким интересом они придумывают кроссворды сами и ликуют, когда их каверзные вопросы вызывают затруднения у одноклассников.

Поэтому уверена, что кроссворд по праву можно считать средством обучения, повышающим учебную мотивацию и познавательную активность учащихся на уроках.

И следующий вопрос, который мы рассмотрим в данном ключе – это место кроссворда в системе обучения.

Сейчас вряд ли кто-то задумывается о том, кто был первопроходцем в составлении кроссвордов. Кроссворды являются самой популярной головоломкой, как среди взрослых, так и среди подрастающего поколения во все времена. И не удивительно, что эта чудная игра живет, растет, развивается и видоизменяется, проникая во все сферы нашей жизни.

Уверена, многие мои коллеги согласятся с тем, что применение кроссвордов, их составление, решение, способствует развитию мышления учащихся, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли, развивает творчество и способствует развитию любознательности.

Кроссворды по сути своей являются интеллектуальными играми, предназначенными для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания.

Процесс отгадывания кроссвордов и их составление является своеобразной гимнастикой ума, мобилизующей и тренирующей способности ребёнка. Это занятие оттачивает и дисциплинирует его ум, приучает к чёткой логике, к рассуждению.

Таким образом, использование кроссвордов в учебном процессе:

  • стимулирует познавательную активность (ученик по собственному желанию начинает обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям, энциклопедиям и другим источникам информации);
  • расширяет кругозор, обогащает словарный запас;
  • развивает логическое мышление и память, творческие способности;повышает грамотность;способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой различных задач: разгадать, составить);
  • способствует здоровьесбережению учащихся (снижает утомляемость, способствует эмоциональной разрядке).

Как и любая другая дидактическая игра, кроссворд ставит перед учащимися следующие задачи: игровая и учебная/воспитательная.

Игровую задачу ребёнок решает по условию предлагаемой игры (разгадывание или составление кроссворда, правила заполнения, вариант получения ключевого слова и т.д.).

Учебную/воспитательную задачу ставит перед учеником (не явно, а через содержание игры) учитель. Она направлена на овладение определенными знаниями, умениями и навыками, на развитие способностей.

Таким образом, планируя на учебном занятии использование кроссворда, нужно четко представлять себе, с какой дидактической целью он используется, какие знания могут быть закреплены с его помощью, систематизированы, выявлены у учащихся, какие умения сформированы и проверены.

И в заключение к сегодняшней теме немного информации о том, как можно быстро и качественно подготовить кроссворд для своего урока.

С недавних пор для составления кроссвордов я начала использовать очень удобный web-ресурс «Фабрика Кроссвордов»

Вот примеры моих кроссвордов: Давление в жидкостях и газах (7 класс) и Отгадай учёного (7 класс).

Проходите по ссылкам, чтобы опробовать их в работе.

А помните, как ещё не так давно творчески работающий учитель, желающий разнообразить свой урок, привить интерес к предмету в целом или к отдельной теме вычерчивал кроссворды на больших ватманах, затрачивая кучу своего времени как на их составление, так и на визуализацию?

Потом на смену ватману и фломастерам пришел компьютер, и кроссворд уже можно было сделать с помощью привычной всем программы PowerPoint. Но создавать в данной программе интерактивный кроссворд с проявляющимися в ячейке верными словами дело тоже достаточно долгое и кропотливое.

Сейчас учитель имеет возможность тратить на составление кроссворда минимум своего времени, получая при этом массу возможностей для обучения через игру.

И здесь ему и приходят на помощь разнообразные ресурсы, такие как, например, упомянутый выше web-ресурс «Фабрика Кроссвордов».

 

Основные достоинства сервиса:

  • полностью бесплатный;
  • достаточно простой в использовании (как для составителя кроссворда, так и для того, кто разгадывает);
  • автоматическая проверка ответов с предоставлением результата (процент разгадывания);
  • готовый кроссворд можно распечатать (имеется две опции: просмотр версии для печати и скачивание в формате документа Word);
  • можно получить ссылку на готовый кроссворд (если планируется отправлять учеником для разгадывания онлайн).

А в следующих статьях рубрики «Кроссворды в обучении» мы рассмотрим вопросы: использование кроссворда на различных этапах урока, критерии оценивания, требования к составлению кроссвордов учащимися.

Следите за обновлениями блога.

Буду рада, если в комментариях вы поделитесь своим мнением по поводу затронутой темы и отметите рейтинг статьи.

До новых встреч!

Место кроссворда в системе обучения

   0 голосов
Средняя оценка: 0 из 5
Буквоед
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями:

Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук