Математические способности… Быть или не быть?!!

  Автор:
  11 комментариев
  4366

Вот и закончился экзаменационный период для выпускников 9-х и 11-х классов. Ещё не по всем предметам известны результаты, но влияющие на получение аттестатов уже оглашены – это русский язык и математика.

Этот год не стал исключением и результаты сдачи экзамена по математике выпускниками, как и в предыдущие годы, во много раз хуже, чем по русскому языку. Причем такая статистика наблюдается не только в каких-либо отдельно взятых регионах, эта картина характерна и в целом для страны.

Почему же прослеживается такая печальная закономерность? И можно ли это как-то объяснить?

Понятное дело, что причина не одна и изучать этот вопрос нужно в комплексе. Но я хочу остановиться на одном, на мой взгляд, немаловажном моменте, имеющим прямое отношение к тому, как хорошо наши дети знают и понимают математику.

А именно речь пойдет о развитии математических способностей.

Математические способности – это особый вид специальных способностей, которые полностью зависят от способностей общих (мышление, память, и т.д.).

Начало развития этих способностей обычно приходится на дошкольное детство. Это ранний интерес ребёнка к интеллектуальным видам деятельности, прежде всего с предметами и фигурами, и чуть позже с числами.

Это может быть ранняя техника счёта, умение манипулировать с цифрами и числами (выполнять действия). Это раннее освоение разрядности чисел и понимание этого.

Основой развития способностей на этом этапе является, прежде всего, повышенный  интерес.

Дальнейшее развитие таких способностей происходит в начальной школе. На этом этапе, в первую очередь, развивается операционная сторона деятельности, расширяется круг математических знаний и умений.

Именно в начальной школе проявляются первые элементы геометрического мышления (сравнение фигур, их подбор, классификация). В этом возрасте чётко закрепляется понятие «больше», «меньше» и «равно».

В начальной школе может проявляться очень высокий интерес к решению занимательных комбинаторных задач.

Завершающий этап развития математических способностей приходится на средние и старшие классы.

У способных ребят обычно нет страха, испуга перед новым сложным материалом.  Они очень хорошо воспринимают интересные, необычные вещи, легко включаются в любые виды заданий.

Активную роль в этом играет процесс воображения. Появляется умение представить себе конечный результат деятельности и под него подстраивать сам процесс решения задач.

В этом возрасте способности всегда опираются на объёмный, разнообразный материал, новые знания.

Завершение развития математических способностей обычно заканчивается с окончанием школы. И если они нужны в дальнейшей жизни, то они используются в работе, в учёбе, на практике (как реальный жизненный практический опыт).

Математическая способность может иметь или числовую, или геометрическую направленность. Особое место в этом списке занимают уникальные способности счёта, особая математическая память, умение видеть хорошо замаскированные, скрытые и далеко неочевидные вещи.

А теперь ВНИАНИЕ!!!!

В отличие от всех других видов  математические способности при их потере не восстанавливаются!

Факторами, нарушающими эти способности, могут быть прекращение деятельности, личные обстоятельства, иногда просто потеря интереса и мотивации и  пр.

Эффект очевиден! Если в жизни ребенка на любом из этапов формирования математических способностей есть продолжительный  период времени, когда эти способности не поддерживаются (не закрепляются, не отрабатываются), как следствие происходит их потеря… А потом как с чистого листа!.. Знакомо?

Я каждый новый сентябрь, каждого нового учебного года наблюдаю одну и ту же историю, прямо как в басне Крылова: «Лето красное пропела, оглянуться не успела…»… И если три тёплых месяца ребята не вспоминали о таблице умножения, квадратных уравнениях и прочих математических «хитростях», то и сидят они потом с широко открытыми глазами и смотрят на этот мир «как заново родившиеся»… И начинают всё с начала… И каждый следующий год этого «сначала» становится всё больше и больше! А потом попробуй за один 9-й класс вспомнить всё, что положено по программе за 5 учебных лет…


Математические способности… Быть или не быть?!!

   2 голоса
Средняя оценка: 5 из 5
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями:

Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!

Оставьте свой комментарий:

Комментарии на Блог
11 комментариев
  1. Максим Бойко

    Никогда не имел больших способностей по математике, больше любил гуманитарные науки и русский язык) И угораздило же меня выбрать профессию, где математика является одной из важнейших составляющих — штурман (на самолетах). Но ничего, приспособился))

    • Наталья Камушкова

      Максим, у вас такая романтическая профессия) Небо и самолёты! Рада, что вы таки подружились с математикой )) Я вот тоже больше мечтала не о школьной доске))) Но сейчас абсолютно уверена — это судьба! =)

  2. Денчик

    А зачем им сейчас математика? Уже со школы с мобилами и планшетами. Ноутбуки дома. Всегда под рукой техника, на которой можно посчитать все, что угодно. Поэтому все на нее забивают. И если есть математические способности, то они не развиваются.

    • Наталья Камушкова

      А математика нам всем нужна уже потому, что она является «пищей для ума» =) Так что кормите свой Ум не забывайте!!!

    • Алексей Щукин

      Наталья, не знаю как у вас на блоге ответить на комментарий. Хотел дополнить именно ваш.
      Математика способствует развитию логического мышления. Не будет математики как предмета, дети станут похожими на роботов. Им скажут что 2*2 будет 5 — они и будут воспринимать это за истину.
      Правда, я не очень доволен тем, как изучаются предметы в нынешней школе. Своей старшей дочке приходится всю школьную программу объяснять самому. Книжки очень ужасно написаны как по математике, так и по русскому. Да и по другим предметам не лучше.
      Иногда, у меня «крыша едет» от тех правил или определений, которые написаны в современных учебниках.

    • Алексей Щукин

      P.S. Все же удалось ответить именно на ваш комментарий (этот можно удалить).

  3. Наталья Камушкова

    Алексей, у меня на блоге есть ограничения по поводу древовидных комментариев. Я установила всего два уровня =)
    А по поводу математики, рада, что мы солидарны!
    Что же касается новых учебников… Соглашусь =) Но поясню…
    Современное образование нацелено не на трансляцию готовых знаний в виде правил и определений. Задача заключается в том, чтобы ребёнок находился в постоянном поиске ответов на свои вопросы, учился находить решения на поставленные задачи %)
    Мы же, привыкли к тому, что учитель (или учебник) дают готовые знания, как догму не подвергающуюся сомнениям =)
    Отсюда и все противоречия, непонимания и противостояния…
    Сейчас родителям всё труднее помогать детям в учёбе, поскольку их методы «из прошлого» ;)

  4. olgalaura

    Я абсолютно согласна, способности нужно развивать, и лучше разносторонне. Конечно, все дети разные, но, если ребенок развитый и смышленый, то для него не будет трудностей не с математикой, не с языком. Я, например, окончила математический лицей, а потом поступила на филологический факультет, который успешно окончила. Главное, заниматься тем, что интересно.

    • Наталья Камушкова

      Да, конечно! Заниматься нужно тем, что интересно. И безусловно развиваться всесторонне. Скажу больше — нет неспособных детей! Есть недостаточные условия для их развития =)

  5. Ох, наверное я пойду «против течения»… Но поясню почему: у нас сын с детства был способным к математике, за что и был переведен в специальный математический лицей — лучший в нашем регионе. Развивался, постигал, участвовал в олимпиадах, получил возможность на лето в детский математический международный лагерь под Питером. После чего твердо решил продолжить образование в этом городе с математическим уклоном. Поступил и учился до 3 третьего курса. Затем ушёл в жизнь, плюнул на математику и зарабатывает на достаточно хорошую жизнь. А нам сказал: «Не тому вы меня с детства учили». Вот так…

    • Наталья Камушкова

      Ольга, тут с какой стороны посмотреть… Если учесть, что с развитием математической способности, развиваются активно и общие — логика, мышление, внимание, память и др. То с большой вероятностью можно утверждать, что работа ума помогла вашему сыну в жизни ) И пусть его «кормит» не математика, она однозначно ему помогает не прямо, так косвенно добиваться успеха!

Добавить комментарий для Наталья Камушкова Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.