Современный урок и новые образовательные стандарты

  Автор:
  545

Какие бы изменения не происходили в системе современного образования, основной формой организации образовательного процесса в школе остается все-таки  урок. От качества урока в первую очередь зависит и реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

И не смотря на то, что в Стандарте нет упоминания об уроке, в нём говорится об учебных предметах, изучение которых осуществляется на уроках.

Учебные предметы нашли отражение в Стандарте в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы». Эти требования подразделяются на требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы.

Требования к предметным результатам сгруппированы в соответствии с изучаемыми в настоящее время учебными дисциплинами и выступают в качестве целей и задач их изучения.

В то же время при характеристике базисного учебного плана обозначены основные задачи реализации содержания каждой учебной дисциплины.

Так же цели учебных дисциплин отражены в Примерных программах учебных предметов, изданных в качестве приложения к Стандарту. Эти цели могут копировать заданные в Стандарте требования к освоению той или иной учебной дисциплины.

Содержание учебных дисциплин ориентируется на обозначенные в Стандарте требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы.

При этом следует иметь в виду, что эти требования, как правило, включают новые компоненты по сравнению с традиционным содержанием учебных дисциплин. Новизна здесь заключается в том, что если раньше данные компоненты использовались учителем в качестве методов обучения, то сейчас требуется, чтобы этими способами овладели сами школьники. А это предполагает новый подход не только к формированию содержания уроков, но и к выбору методов обучения.

Кроме того, каждая учебная дисциплина теперь должна внести свой вклад в формирование у школьников универсальных учебных действий (УУД).

В настоящий момент выделено более тридцати видов универсальных учебных действий, которые объединены в следующие группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В самом же Стандарте универсальные учебные действия переданы в форме требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы.

Содержание учебных дисциплин (образовательный минимум) в Стандарте не задается. В то же время основное содержание дисциплин представлено в уже названных Примерных программах учебных дисциплин. Раздел «Тематическое планирование» Примерных программ кроме названия тем и количества часов, отводимых на их изучение, включает и характеристику деятельности учащихся. Введение в программы учебных дисциплин упоминания о видах деятельности направлено на реализацию деятельностного подхода в обучении школьников.

Наряду с «деятельностным подходом» в педагогической литературе используется понятие «деятельностный метод». Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называют деятельностным методом.

В этом случае при организации учебного процесса главное место отводится активной самостоятельной познавательной деятельности школьника. Приведенное определение деятельностного метода носит обобщенный характер. На практике метод может быть реализован по-разному.

Совокупность методических приемов, с помощью которых метод может быть реализован, входит в понятие «технология деятельностного метода».

Именно урок, построенный в технологии деятельностного метода, и представляет собой модель Современного урока.

А о том, какие шаги необходимо выполнить учителю по проектированию Современного урока, мы поговорим в следующих темах данной рубрики.

Следите за обновлениями. До новых встреч.

 

Современный урок и новые образовательные стандарты

   1 голос
Средняя оценка: 5 из 5
Буквоед
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями:

Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!

Оставьте свой комментарий:
2 комментария
  1. RSA

    Как мне кажется, современная система образования в России несколько в плачевном состоянии. Виноваты в этом многие. Современные уроки построены абы как, а материал даже в естественных науках полон мракобесия и лженаучных данных. Надо что-то менять. Многое зависит от учителя, если учитель отходит от регламентов ему навязанных и может интересно и доступно объяснить предмет, тогда и ученики подхватывают.

    • Наталья Камушкова

      То как проходит урок в каждом конкретном случае зависит от учителя, от его мастерства и желания «работать». Никакая самая совершенная система не может заменить личности учителя. Поэтому если урок построен «абы как», то и подготовили его однозначно «абы как». А что касается ереси в учебниках, то на моей бытности мне не попадалось таких учебников по физике, чтобы там встретились лженаучные данные =)

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук