Составление портфолио

  Автор:
  566

Доброго времени суток, друзья!

Продолжая ранее начатую тему профессионального портфолио педагога, рассмотрим вопрос, связанный с его составлением.

Как вы понимаете, общепринятую модель портфолио составить очень трудно, ведь работа каждого учителя индивидуальна. Естественно, что основную роль в формировании портфолио играет специфика учебного предмета, в рамках которого оно создается.

Однако есть общие элементы (компоненты) портфолио, присущие любому профилю. Именно с них можно начать его формирование и создать разделы отражающие информацию «от себя», информацию «от других» и примеры учебных мероприятий.

Раздел — Информация «от себя» будет содержать формулировку педагогической философии учителя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.

Раздел — Информация «от других» заполняется отзывами коллег, учеников, студентов о курсах, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеурочной деятельности и других формах работы педагога.

Раздел — Примеры учебных мероприятий включает различные достижения учащихся, результаты их проектной и исследовательской деятельности, примеры эссе и прочее.

В портфолио также собираются материалы, подкрепляющие педагогические принципы педагога.

Свидетельства сотрудничества с коллегами, которое привело к повышению эффективности их работы.

Видеозаписи типовых занятий преподавателя.

Материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, в частности компьютера, аудио- и видеоаппаратуры.

Основные принципы составления портфолио

Портфолио учителя — это не воплощение его успехов, а материал, отражающий все стороны его работы. И в этом случае даже не совсем удачная экспериментальная работа может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.

Организация информации в портфолио должна подчиняется двум основным принципам: последовательность и ясность. Хорошо продуманная структура и лаконичность представления – основной фундамент грамотной презентации своего педагогического мастерства.

Все заявленные педагогические умения обязательно подтверждаются примерами осуществленных педагогом мероприятий.

Виды портфолио

На сегодняшний день выделяют два основных вида портфолио: электронное и бумажное.

Бумажное портфолио — это папка с документами, подтверждающими основные моменты деятельности педагога.

Электронное портфолио — это не просто набор документов, хранящийся на компьютере или на каких-либо электронных носителях. Это материалы, оформленные и опубликованные в виде web-ресурса или web-портфолио педагога.

Внутри портфолио можно выделить подразделы, формирующие его структуру.

Структура портфолио может быть различной. Мы рассмотрим несколько популярных вариантов.

Вариант 1 — Краткое портфолио

Содержит следующие разделы:

  • Выполняемые обязанности.
  • Формулировка педагогической философии преподавателя.
  • Цели, стратегии, методологии.
  • Описание учебных курсов.
  • Средства совершенствования педагогической деятельности (конференции, курсы повышения квалификации, мастер- классы).
  • Результаты диагностики учащихся по заявленным учебным программам.
  • Примеры достижений учащихся.
  • Намеченные профессиональные перспективы.
  • Приложения, подкрепляющие заявленные ранее положения.

Вариант 2 – Методическое портфолио

Содержит набор методических материалов за определенный промежуток времени, позволяющий судить о профессиональной деятельности учителя.

В этом случае все материалы можно разбить на следующие разделы:

  • Общие сведения (Ф. И. О., дата рождения, образование, квалификация, специальность, стаж работы, сведения о повышении квалификации, награды).
  • Описание авторских методик.
  • Модели уроков.
  • Авторская методика применения ИКТ.
  • Авторский анализ мультимедийных курсов.
  • Анализ уроков.
  • Авторское планирование.
  • Тема самообразования.
  • Публикации.
  • Творческие работы на курсах повышения квалификации.
  • Материалы выступлений, тексты докладов на окружных семинарах.
  • Участие в конференциях, круглых столах, семинарах.
  • Участие в профессиональных конкурсах.
  • Участие в методическом объединении учебного заведения, округа.
  • Участие в экспертной работе.
  • Работа с учащимися.
  • Авторские тесты, контрольные работы.
  • Мониторинг деятельности.
  • Описание авторских лабораторных работ.
  • Проектные работы учащихся.
  • Научно-исследовательские работы учащихся.
  • Задания олимпиад, интеллектуальных марафонов.
  • Результаты участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
  • Сценарии внеклассных мероприятий.

Вариант 3 — Портфолио из трех основных разделов

Раздел 1: Портфолио документов

Содержание раздела призвано донести сведения об авторе, представляет результаты его образования, знакомит с особенностями личности автора. В него входят биографические данные учителя и сведения об образовании.

Размещаемые материалы: Сведения о дате рождения, образовании, квалификации, специальности, стаже работы. Данные о повышении квалификации, наградах (если есть) и документы, подтверждающие данные сведения.

Раздел 2: Портфолио работ

Содержание рассказывает об основных направлениях деятельности учителя, дает представление о формах и методах его преподавания. В этот раздел помещаются методические разработки и описания главных направлений творческой деятельности.

Размещаемые материалы: Модели и планы уроков, методические разработки, анализ уроков, публикации, работы учителя по теме самообразования, участие в семинарах, конкурсах, методическом объединении, участие в экспериментальной работе, внеклассные мероприятия; творческие и научно-исследовательские работы учащихся, результаты участия воспитанников в олимпиадах и конкурсах, участие в школьных мероприятиях.

Раздел 3: Портфолио отзывов

Содержание представляет характеристики и отзывы, отношение к различным видам деятельности педагога от участников образовательного процесса.

Размещаемые материалы: Заключения, рецензии, рекомендательные письма, резюме, отзывы о работе в творческом коллективе, рефлексия.

Все, что может показать педагогическое мастерство, опыт, профессионализм, особенности педагогической деятельности, имеет право на существование в рамках портфолио учителя.

Вариант 4 – Классическое портфолио из пяти разделов

Раздел 1: Общие сведения об учителе.

Содержит личные данные, образование, опыт работы, повышение квалификации.

Размещаемые материалы: Фамилия, имя, отчество, дата рождения, фотография. Диплом, название специальности. Перечисление мест работы, должности. Курсы, семинары, копии сертификатов и пр.

Раздел 2: Результаты педагогической деятельности.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя.

Так же раздел должен содержать материалы, показывающие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетенций по преподаваемому предмету (диагностические таблицы, графики, схемы и т. д.).

Размещается сравнительный анализ деятельности учителя за последние годы (обычно за три-пять лет) на основании контрольных срезов, участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Приводятся сведения о наличии медалистов, сведения о поступлении в вузы по специальности и т. п.

Раздел 3: Научно-методическая деятельность.

Содержит результаты научной и методической деятельности учителя. Обоснование выбора используемых образовательных технологий и средств диагностики.

Использование ИКТ на уроках. Обучение детей с проблемами развития.

Работа в методическом объединении, сотрудничество с методическим центром, вузами и другими учреждениями.

Участие в творческих и профессиональных конкурсах. Организация и проведение семинаров, мастер-классов и т. п.

Проведение научных исследований. Разработка авторских программ. Написание кандидатской или докторской диссертации. Подготовка и публикация статьи, доклада, реферата, творческого отчета.

Раздел 4: Внеурочная деятельность по предмету.

Содержит творческие и исследовательские работы, выполненные учащимися (достаточно списка этих работ). Список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований и т. п.

Сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеозаписи проведенных мероприятий. Программы работы кружков и факультативов.

Раздел 5: Учебно-материальная база.

Помещается выписка из паспорта учебного кабинета. Список справочной литературы по предмету. Список наглядных пособий. Наличие технических средств обучения.

Таким образом, мы видим, что структура профессионального портфолио может варьироваться в зависимости от поставленных  целей и задач. Однако, в общем и целом, должна удовлетворять основному требованию – фиксирование и демонстрация уровня профессионализма учителя.

И в заключении один важный момент: заполняя портфолио, помним о соблюдении законодательства Российской Федерации, в том числе закона об авторском праве (есть ссылки на авторов (источники) использованных цитат, фото- и видеоизображений, наличие списка использованных источников и литературы), а так же закона о персональных данных.

Источники: Методическое портфолио учителя физики. И.Ю. Фоминичева. Волгоград: Учитель, 2013.

 

Составление портфолио

   1 голос
Средняя оценка: 5 из 5
Буквоед
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями:

Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!

Оставьте свой комментарий:
2 комментария
  1. На мой взгляд очень важная статья по теме. Я достаточно работала с педагогами, оформляя их визуальные материалы для защиты категорий и степеней. Правила оформления обычно прописаны. А вот как представить себя грамотно при собеседовании — об этом никто не говорит.
    Особенно мне понравилась мысль сделать акцент на педагогических принципах педагога.

    • Наталья Камушкова

      А вот в нашем регионе с осени этого года достаточно было предоставить своё веб-портфолио. Так сказать презентовать себя в виртуальном пространстве =)

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук