Приветствую Вас, дорогие коллеги!
Сегодня в рубрике «Тема дня» затронем вопрос возвращения в школу предмета Астрономия.
Я как учитель в принципе, и как учитель физики конкретно, не могу не выразить своего мнения по этому поводу. А мнение моё такое: «Лёд тронулся, Господа!».
Да именно так! Несмотря на то, что возвращение в школу Астрономии влечёт как для многих практикующих учителей, так и для меня лично большой круг дополнительных трудностей, всё же очень радует ток факт, что цикл предметов научно-естественного цикла в рамках обязательной школьной программы расширился.
А это значит, что у нас с вами будет больше и времени, и возможностей для формирования целостной научной картины мира у молодого, подрастающего поколения.
По данным Минобрнауки РФ:
Изучение астрономии как обязательного предмета на уровне среднего общего образования вводится в российских школах с 2017/18 учебного года.
У каждой школы есть право самостоятельно принять решение о включении астрономии в расписание с 1 сентября 2017 года или позже – с 1 января 2018-го. Определяющим здесь является фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета.
Так же школы выбирают, в каком классе вводить изучение астрономии. Есть вариант изучения либо в 10-м, либо в 11-м классах. Важно, чтобы объем часов на изучение астрономии за весь период составлял не менее 35 часов.
Включение астрономии в число учебных предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация в форме Единого государственного экзамена (в том числе на добровольной основе), не планируется.
Всероссийские проверочные работы по астрономии будут проводиться не ранее 2019 года (также к 2019 году задания по астрономии будут включены в контрольно-измерительные материалы по физике).
Предвосхищая недоумения отдельной части участников образовательного процесса о таких изменениях в учебных программах, попробуем разобраться во всех плюсах этого явления.
Многих, конечно же, волнует вопрос: зачем в школах вводят Астрономию?
Точно так же как много лет назад (более 26) нас волновал другой: почему Астрономию в школах отменили?
В те времена, я была студенткой физико-математического факультета Южно-Сахалинского Государственного Педагогического Института. И нас искренне удивлял тот факт, что науку, которая влияет на прикладное развитие многих важных отраслей знаний, например, космической геодезии и космической навигации, могут убрать из школьной программы. Это же нонсенс! Если учесть, что за космологией будущее! Ну, а то, что астрономия отвечает за формирование мировоззрения, давая представление о мире и о месте человека во Вселенной, просто очевидно!
В советской школе астрономия была самостоятельным предметом, на который отводилось 35 часов в 10-11-м классах, и входила в плеяду предметов естественнонаучного цикла, таких как физика, биология, география, химия. Один час в неделю на обязательном уровне позволял стране быть лидером в освоении космоса, с успехом проводить астрономические олимпиады и иметь огромную армию талантливых и увлечённых данной наукой людей.
В 1991-м предмет «астрономия» в школах перестал быть базовым, и постепенно был вытеснен из программы. Впрочем, в те годы мы «похоронили» много хорошего…
И это случилось в стране, где имеется трёхсотлетний опыт передачи знаний о космических телах и строении Вселенной!
Ещё при Петре I астрономия в школах стала обязательной для учащихся. На протяжении века она была отдельной дисциплиной, и это уникальнейший пример в педагогике мира.
До революции высокий уровень преподавания достигался благодаря следующим факторам:
- Дифференциации обучения.
- Разнообразию программ.
- Свободе педагогов в выборе методик.
- Великолепному оснащению.
- Возможности интеграции с курсом физики.
После революции традиции были сохранены, а в 30-е годы созданы единые программы, средства и методы обучения.
В 40-е главной целью стало формирование научного мировоззрения, из этих соображений курс астрономии продолжал развиваться.
В 80-90-е годы началось постепенное «размывание» предмета, не вписывающегося в структуру новых образовательных стандартов. Официального запрета на включение астрономии в учебный план не было, решение отдали на усмотрение руководству школы.
В итоге, Астрономия осталась в виде кратких сведений по предмету в рамках интегрированных курсов. В начальной школе в качестве простейших представлений о мире была включена в программу по «Окружающему миру». В старших классах – по физике в виде отдельной главы в учебнике 11 класса.
Парадоксален и тот факт, что это случилось с предметом в стране, первой полетевшей в космос, и накануне года астрономии.
В 2009 году, спустя 400 лет после того, как Галилео Галилей провёл первое наблюдение за небесными светилами при помощи телескопа, мировая общественность отмечала Международный Год Астрономии под девизом: «Вселенная твоя: открой её».
Учёные, участвующие в конференции, обратились к властям с заявлением о необходимости преодоления безграмотности в естествознании, являющейся частью культуры, и всеобщем астрономическом образовании.
На сегодняшний же день Астрономия является самой динамично развивающейся. Однако прогрессивная российская общественность выражает явную обеспокоенность наметившимся отставанием некогда ведущей космической державы по многим направлениям. И в ряде причин видит отсутствие системного преподавания предмета в школах.
Профессор МГУ А. В. Засов акцентирует внимание на том, что Астрономия в школах должна затрагивать мировоззренческие вопросы, формировать научное представление о мире, и как следствие сопровождать школьника на протяжении всего периода обучения.
Интерес к небесным телам, звёздам и иным галактикам возникает с 11-12 лет, но в эти годы ребята не владеют тем объёмом знаний по физике и математике, который необходим при освоении астрономических знаний. На этом этапе желательно поддержать возникающий у ребёнка интерес. И здесь эту роль на себя могут взять пропедевтические курсы, плавно перетекающие на базовый уровень в старшей школе.
Нужно отметить, что важность предмета трудно переоценить. Через астрономию:
- Иллюстрируется работа законов физики за пределами Земли.
- Происходит знакомство с освоением космического пространства и современными достижениями в этой области, требующей объединения усилий ведущих держав.
- Удовлетворяется подростковая любознательность, воспитывается интерес к познанию.
Конечно, возвращение Астрономии в школу повлечёт за собой целый ряд трудностей и барьеров. Проблемы, которые придётся решать экстренным образом, затронут все ступени «иерархической лестницы» образования. Но «лиха беда начала», мы справимся и с этим. Во имя будущего наших детей, нашего образования и нашей страны!
Средняя оценка: 5 из 5
Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!