Под лежачий камень вода не течёт

  Автор:
  948

Сегодня почему-то захотелось поговорить о том, как мы реагируем на изменения, как принимаем нововведения и как относимся ко всему непривычному не вписывающемуся в наши стандартные жизненные модели.

На самом деле эта тема давно зрела и вот, видимо, пришло её время.

А сформировалась она в конечный результат как следствие моих последних шагов по тропе профессиональной деятельности.

Во-первых, я уже второй год работаю по федеральным образовательным стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход к обучению.

Во-вторых, в настоящее время я обучаюсь на дистанционном курсе «Разработка уроков информатики по технологии АМО в условиях ФГОС», в рамках которого осваиваю технологию активных методов обучения.

И, в-третьих, в паре со своей подопечной (молодым специалистом) готовлюсь к участию в муниципальном проекте профессиональной поддержки молодых педагогических работников ОУ «Восхождение». Где мы будем представлять свой инновационный проект по использованию в образовательном процессе активных форм, методов и приёмов обучения и воспитания.

И все эти такие разные события, тем не менее, преследуют одну цель – организация учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить активную учебно-познавательную деятельность школьников. Именно такая деятельность призвана сформировать у подрастающего поколения готовность к саморазвитию и самообразованию, умение принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свои действия,  способность ставить цели и строить жизненные планы, умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Как показывает опыт, отношение многих участников образовательного процесса к такой организации образовательной деятельности неоднозначный, зачастую скептичный, а порой и резко отрицательный.

Размышляя над этим, давайте оглянемся немного назад и постараемся увидеть причину в нашем не таком далёком историческом прошлом, в сложившихся в эпоху советского строя условиях жизни и деятельности, в общепринятой тогда системе обучения и воспитания.

Экономика плановая, настоящее стабильное, будущее прогнозируемое. Линия жизни предначертана заранее – нас родили, научили, обеспечили работой, проводили. Элемент самостоятельности в этой схеме неуклонно стремился к нулю. А где нет самостоятельности, там не может быть речи и о творчестве, там не проявляется самоопределение и там больше всего избегают ответственности. Результат реализации этой схемы нам хорошо известен и называется резким словом — стагнация. По сути своей это кризис, т.е. состояние несостоятельности.

Многие из нас ещё по инерции пытаются рассуждать, жить и воспитывать своих детей устаревшими категориями. Но такое проецирование – ошибочный путь.

Сегодня в дверь каждой семьи постучалось новое время, время постоянных и серьезных перемен. Старая схема не работает, поскольку два средних звена потерялись на описанном выше витке истории. И обучение, и работу теперь приходится определять нам самим.

Где учиться, чему учиться, зачем учиться??? Где работать, кем работать, как работать??? От того, как мы ответим на эти вопросы, во многом зависит наше положение сегодня и наши перспективы в ближайшем и отдаленном будущем. Чтобы успешно адаптироваться в сегодняшнем мире, надо точно знать, чего мы хотим и что можем, и что от нас требует или может затребовать окружение.

Есть ли у нас возможность самостоятельно ответить на эти вопросы? Конечно да. Отвечаем ли мы на них? Редко кто. Не потому что  мы не способны, а, в первую очередь, потому, что не задаем себе этих вопросов. Почему? Потому что привыкли жить по старой схеме. Даже когда уже поняли, что она не работает, продолжаем цепляться всеми силами. И что самое ужасное, мы так воспитываем своих детей.

Мы решаем, что для них лучше, важнее, нужнее. Какой кружок или секцию им выбрать, каким школьным предметам уделять особое внимание, какие мероприятия посещать, а какие можно проигнорировать, в какой ВУЗ поступать и какую профессию осваивать. Мы, используя свои устаревшие модели поведения, выбираем им путь, на котором сами заблудились.

Работая в школе, я сплошь и рядом сталкиваюсь с отголосками этого явления. Порой даже дело доходит до абсурда как в той поговорке: «У нас все знают, как лечить и как учить».  Но при этом почему-то мы не представляем что такое ФГОС, не понимаем что такое деятельностная педагогика и практико-ориентированное обучение. Мы уверены, что задача учителя заключается в 45-минутном транслировании знаний, а задача ученика слушать и внимать. И мы не понимаем, зачем все эти школьные нововведения, проекты, конференции и презентации своих достижений.

Новое страшит своей неизвестностью, а инстинкт самосохранения для многих сильнее инстинкта познания. Это только в детстве мы бесстрашные исследователи, но с накоплением количества шишек, мы становимся осторожнее, если не сказать больше. И это факт, и он характерен для большинства людей.

С детства мы приучены к тому, что за нас все продумано. Всю юность мы кормимся сказками о комфортном будущем. В ВУЗе мы уверены, что с получением специальности все проблемы самоопределения уже решены.

И вот за стенами Альма-матер, вдруг, оказываемся в ситуации с высокой степенью неопределенности…

В настоящей реальности никто и ничего не решит за нас. Более того никто и ничего не обещает решить. И, что самое неожиданное, вокруг полно серьёзных проблем, справляться с которыми предстоит самому.

А этому, как оказывается, нас почему-то никто и никогда не учил…или нам не позволили научиться…

И что же делать в этой, характерной для многих из нас ситуации? Можно пожалеть себя, можно поискать виноватых и даже найти их и высказать им (пусть и мысленно) все что накипело.

Узнаёте привычную модель поведения? И что? … Ситуация от этого как-то изменится?

НЕ изменится!!!

Тогда возникает классический вопрос – что делать?

Первое — начать с признания самому себе, что за нашу жизнь никто, кроме нас самих не отвечает. Поверьте, это самый важный шаг.

Второе — осознать свои способности, знания, умения, навыки и качества как главный свой капитал! Это то, что у нас не отнять и то, что мы всегда сможем использовать для жизни и для развития!

Третье – важно понять, в чем несоответствие нашего основного капитала современным требованиям. Чего не хватает, чтобы не только уверенно чувствовать себя в реальной жизни, но и получать удовлетворение и удовольствие от полного соответствия своих возможностей и деятельности существующим требованиям внешней среды. А, проведя самодиагностику, наметить пути приведения в соответствие своего основного капитала реальным потребностям современной жизни. Сегодняшним и завтрашним.

И начать действовать… Ведь, как известно, под лежачий камень вода не течёт.

Как действовать – каждый выбирает и определяет сам.

Если мы осознали необходимость изменений своего потенциала, если действительно намерены приводить его в соответствие с нашими желаниями и потребностями окружения, надо будет вложить определённые ресурсы. И тут у каждого свои возможности. И тут, очень важно понимать, что это не будет потеря наших ресурсов, это будут наши инвестиции в самих себя и своё будущее!

И это тот путь по которому нужно идти самим и показывать его своим детям!

Под лежачий камень вода не течёт

   3 голоса
Средняя оценка: 4.7 из 5
Буквоед
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями:

Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!

Оставьте свой комментарий:
6 комментариев
  1. Интересная статья, есть над чем задуматься! На самом деле, часто принять новое бывает очень непросто. Ведь, для того, чтобы принять новое, нужно отказаться от старого, привычного, проверенного. Но такова жизнь, таково новое время. И по-настоящему успешным становится тот человек, который успевает меняться в соответствии с потребностями времени. Что касается, воспитания и образования, то, мне кажется, что ребенка главное научить самостоятельности: самостоятельно мыслить, принимать решения, делать выбор, находить нужную информацию.

    • Наталья Камушкова

      Согласна с вами, Ольга! Способность самостоятельно управлять своей жизнью — самое важное качество современного человека.

  2. Сразу вспомнил, как нас, при поступлении в военный институт, спрашивали о значении этой пословицы. Не понимаю, почему именно она интересовала врачей-психиаторов…

    • Наталья Камушкова

      Может быть правильная трактовка позволяла определить, кто из призывников обладает качествами лидера, а кто — ведомый? ;)
      Вот бы кто-нибудь из психиатров помог разъяснить =)

  3. Здравствуйте, Наталья! Прочитал эту статью. Ваша статья заставляет задуматься, так сказать, наводит на размышления. Здесь я с Вами полностью согласен. Вот у Вас вторым пунктом идет осознать свои способности. Это все конечно, очень интересно, но КАК это ОСОЗНАТЬ? Я, например, себе это даже не представляю. Я даже не знаю, что из себя представляет это самое — осознать свои способности. Видимо мне нужно начать заниматься саморазвитием и тогда я это узнаю. %)

    • Наталья Камушкова

      Олег, спасибо за отклик и желание обсудить вопросы, поднятые мною в этой записи =)
      Не берусь транслировать какие-то незыблемые догмы, но вот свою точку зрения поясню. Возможно это и поможет частично ответить на ваш вопрос =)
      На мой взгляд, осознать свои способности, значит понять какие из них (из твоих личных способностей) позволят тебе достичь более качественного уровня жизни, чем тот на котором ты находишься сейчас. И уже в их развитие вкладывать свои ресурсы.
      Например, моя специализация — физика и математика. При этом физика профилирующий предмет. При этом я очень даже не ровно «дышу» ко всему, что связано с работой на компьютере, т. е. я реально получаю от этого кайф =)
      Осознав, что это мой резерв (та самая способность), которая позволит сделать качественный «скачок» я получаю дополнительную специальность. Как следствие моя конкурентоспособность возрастает… Вот, как то так =)
      Повторюсь, это моё личное видение…

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук