Определяем цели урока

  Автор:
  794

Приветствую Вас, дорогие читатели моего блога!

Продолжим наш разговор об особенностях проектирования современного урока, начатый в рубрике «Современный урок».

После обозначения темы в проекте урока, как правило, ставится его цель и обозначаются задачи.

Вспомним, как выглядело целеполагание в недавнем прошлом. Чаще всего цели и задачи урока предлагалось определять исходя из структуры образовательного процесса. Здесь шла речь о так называемой триединой цели урока: обучающая, воспитательная и развивающая.

Под целями обучения понималось формирование тех или иных предметных знаний, умений и навыков. Цели воспитания включали формируемые личностные характеристики, такие как, любовь к природе, здоровый образ жизни, добросовестное отношение к учёбе и т. п. При определении целей развития, как правило, называлось развитие мышления, внимания, памяти. И согласитесь со мной, если цели обучения в виде формируемых предметных знаний (представлений, понятий) определялись достаточно легко, то формулировка целей воспитания и развития вызывали определённые затруднения.

В частности их было трудно привязать к содержанию конкретного урока. Поэтому, например, на естествоведческих уроках чаще всего встречалась уже названная воспитательная цель — формирование любви к природе, а цель развивающая — развитие мышления. Но и ту и другую цель можно соотнести практически с любым уроком естествознания, и в этом виде формулировка целей не несла никакой организационной нагрузки.

В настоящее время подход к определению целей урока уже иной. Цели урока должны выводиться из заданных в Федеральном государственном образовательном стандарте результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.

Выделяют следующие три уровня описания планируемых результатов, заданных в виде целей:

Цели-ориентиры

Это такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, развитие познавательных потребностей.

В Стандарте эти цели заданы в виде требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы. Оценка достижений этих целей ведется, как правило, в ходе анонимных процедур и лишь для получения информации о работе образовательного учреждения в целом.

То есть учителю, приступившему к работе по ФГОС нового поколения, не грозит «опасность» проверки у его подопечных «сформированности основ гражданской идентичности», «развитости этических чувств» и других качеств личности, названных в требованиях к личностным результатам освоения программы. Поскольку достижение этих целей — дело не одного урока, то и пытаться как-то сформулировать эти цели при составлении плана (плана-конспекта) конкретного урока не обязательно.

Цели, относящиеся к основному (опорному) изучаемому материалу

Эта группа целей приводится в блоке «Выпускник научится» в Примерных основных образовательных программах. Например, при изучении раздела «Механические явления» в предмете «Физика» ученик научится распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение и т.д.

Особенно важно понимать, что планируемые результаты включают умения («ученик научится»), но не знания, к чему мы привыкли и на что опирались ранее при постановке целей урока.

В идеале это должны бы быть компетенции, как обобщенный результат образования, проявляющийся в способности и готовности выполнять ту или иную деятельность. Однако компетенция — категория трудно диагностируемая. А результат урока должен быть известен уже на самом уроке, и не только учителю, но и, что, пожалуй, важнее, самим ученикам.

Ближе всего к понятию «компетенция» в смысле деятельностного подхода стоит понятие «умение», оно тоже в определенной степени понятие синтетическое, поскольку включает в себя и способ деятельности, и соответствующие знания.

Таким образом, каждый современный урок в качестве целей и задач должен включать формирование тех или иных умений. При этом умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить.

Важно и то, что задачи урока должны быть сформулированы непосредственно для школьников («учиться», а не «научить», «сформировать» и т. п.).

Кроме предметных умений при изучении школьных дисциплин, в качестве опорного материала включается и формирование универсальных учебных действий (УУД). Следовательно, формирование и развитие УУД также должно включаться в цели и задачи урока. Очевидно, что на одном уроке невозможно работать над всеми УУД. Необходима определенная выборка и соответствующее определение целей и задач урока. Критериями отбора могут быть:

  1. Содержание урока

Не каждый урок в равной степени представляет возможности для формирования тех или иных УУД. Например, урок информатики по теме «Классификация компьютеров по функциональным возможностям» уже традиционно предполагает распределение компьютеров на классы, то есть само содержание «подталкивает» учителя к использованию и формированию у школьников приема классификации;

      2. Составляемая учителем программа формирования УУД

В программе должна быть зафиксирована последовательность формирования универсальных учебных действий по годам обучения. Так, на начальных этапах обучения в задачи урока может включаться регулятивное УУД «осуществляет действия по реализации плана» в варианте «учится работать по предложенному плану», в дальнейшем уже можно в качестве задачи обозначить «обучение самостоятельному составлению плана и работе по нему».

При изучении опорного материала идет формирование и личностных компетенций. Выше было сказано, что в стандартном варианте цели, касающиеся личностных компетенций, попадают в блок целей-ориентиров и в этом виде в цели урока не включаются. В то же время бывают ситуации, когда урок, а чаще внеклассное мероприятие, направлены именно на формирование конкретных нравственных, экологических или иных отношений. В этом случае определение целей, относящихся к личностным компетенциям, уместно.

Возможно и определение целей, касающихся изучения более сложного материала, чем тот, что задан системой опорных знаний и умений. В Примерных программах эти цели приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться». Эти цели отрабатываются не со всеми учениками и требуют реализации индивидуального подхода.

Итак, главный вывод, который мы делаем из сказанного — цели урока должны отражать заданные в Стандарте результаты освоения основной образовательной программы. При этом предполагается, что цели уроков в комплексе должны охватить все планируемые результаты.

Планируемые результаты передают формируемые умения в самой обобщенной форме. Формирование же частных умений можно рассматривать в качестве задач урока. При этом вместо традиционного понятия «задачи» можно воспользоваться близким к «планируемым результатам» термином «планируемые достижения».

Планируемые достижения — это перечень конкретных знаний и умений, которые предполагается сформировать у школьников на конкретном уроке. Если цели урока формулируются для учителя и до школьников не доводятся, то планируемые достижения выступают в качестве цели не только для учителя, но и для школьников и доводятся до школьников в качестве их целей. В конце урока эти результаты оцениваются.

Подводя итог всему сказанному выше, опишем

Алгоритм действия учителя по определению целей урока:

  • Определить тему урока по тематическому планированию, ознакомиться с материалами учебника, методических пособий.
  • Определить, на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока, и исходя из этого, сформулировать цели урока.
  • Определить какие действия следует включить в содержание урока для того, чтобы способствовать формированию означенного в «планируемых результатах» общего умения, и обозначить их в качестве предметных «планируемых достижений».
  • Выделить из программы формирования УУД действия, формируемые на данном этапе обучения, и ввести их в качестве планируемых достижений. Определить, какие ещё УУД можно формировать на этом уроке, и включить их в перечень планируемых достижений.
  • Зафиксировать выделенные цель и планируемые достижения в проекте урока по схеме:

Цель урока За основу берутся одно-два положения из раздела «Выпускник научится» «Планируемых результатов», скорректированных с темой урока.
Планируемые достижения:
  • предметные
Перечисляются формируемые умения, но могут быть упомянуты и знания, и отношения, относящиеся к тому или иному разделу программы.
  • метапредметные
УУД, реализуемые на уроке.

Важно, чтобы цели урока и соответственно их содержание в конечном счёте охватывали весь перечень планируемых результатов, заданных в Стандарте. При отражении в планируемых достижениях УУД учитывается программа формирования УУД по годам обучения.

Определяем цели урока

   2 голоса
Средняя оценка: 4.5 из 5
Буквоед
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями:

Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук