Новая аттестация учителя? Да ладно!

  Автор:
  378

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

Сегодня затронем тему аттестации учителей или «Новое – ещё не забытое старое!»

Дело в том, что педагогическое сообщество опять всколыхнули новости о грядущих изменениях в процедуре аттестации педагогов, пусть даже и не официальные.

Особенно обсуждаемой  стала статья Самуила Шурухта «Они нам за все ответят», опубликованная в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Самуил рассуждает на тему новой модели аттестации российских учителей.

В общем и целом автор сетует на то, что во время новой аттестации учителю нужно будет пройти три этапа квалификационного экзамена.

Первый этап – «эссе, позволяющее сделать вывод об общем кругозоре учителя и его педагогической компетентности».

Второй этап аттестации – оценка урока, проведенного учителем. Педагог должен будет предоставить в аттестационную комиссию видеозапись своего урока для проведения анализа и оценки.

Третий этап – экзамен по преподаваемому предмету, аналог ЕГЭ для выпускников.

В частности же, в каждом этапе процедуры аттестации автор выделяет довольно таки интересные, на мой взгляд, «подводные камни», которые могут повлечь за собой разного рода сложности.

Например, как аттестационная комиссия будет оценивать эссе? Эссе это – цитирую

Литературное произведение небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении.

(Словарь литературоведческих терминов litem.ru)

Очевидно, что такую работу трудно не только обрабатывать чисто технически (процесс трудоёмкий, учителя-словесники знают), но и с точки зрения оценки. По каким это таким канонам будут оценивать моё личное мнение? И где эти нормы и правила формирования личного мнения учителя? В этом месте я не просто улыбаюсь всей абсурдности ситуации, меня это действительно забавляет. :)

Хотя, был на моей бытности такой этап в аттестации, назывался «Собеседование». Готовились мы по определённому перечню вопросов. Все вопросы были разбиты на три блока: 1) педагогика и психология; 2) методика преподавания; 3) предмет. Садился перед экспертом, вытягивал как на экзамене карточку с тремя заданиями и отвечал всё, что знаешь (думаешь) по этому поводу. Правда, сдавалось такое собеседование устно, и большую роль здесь играл личностный фактор. Тревожно, конечно было, но все оставались живы.

На этом же этапе, пишет автор в статье, продумывается и  альтернативный вариант — создание контрольно-измерительного материала (КИМа).  Я так понимаю, учитель в форме теста должен будет ответить на ряд вопросов на общую и педагогическую эрудицию. Тут главное, чтобы КИМы эти по уму составили. А то получится как в поговорке: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!»

Помню период вхождения в практику КИМов для школьников. Уж, каких там только вопросов эксперты не нагородили. Например, вопрос по литературе то ли,  какого цвета глаза у Наташи Ростовой, то ли какого цвета было её платье. В точности не помню, помню, мы негодовали тогда. Ну конечно, это же то самое важное, что должен помнить выпускник!

Двигаемся дальше – видеозапись урока. Было время, мы показывали на аттестации «живые», открытые уроки. Тоже скажу вам, нешуточное мероприятие! В нашем регионе, а как вы знаете, я живу в Сахалинской области, пару-тройку лет назад показ открытого урока заменяли уже на видео  отчет. Я это новшество благополучно миновала. Потому как с такой скоростью у нас заменяются процедуры аттестации, что мы в отведённую пятилетку не успеваем все «пенки» снять.

А вот коллеги, помню, хлебнули трудностей. Урок сними, да так чтобы с претензией на профессиональность, да так чтобы педагогическое мастерство во всей его широте показать, да так чтобы ни одно детское лицо в кадр не попало! Как вам этот набор критериев? Из моих знакомых учителей, все кому повезло в эту реку войти, вышли из неё с достоинством и заявленную категорию подтвердили! Так что для сахалинских педагогов – это вообще и не нововведение даже.

Правда автор статьи пишет ещё по поводу технического момента: «…на телефон, по-любительски, урок не снимешь, нужен профессиональный оператор, чтобы понимал смысл учебной деятельности, вовремя снимал крупные планы или, наоборот, общий вид класса. Где и на какие средства этих операторов набрать?»

Господа, какие средства? О чём речь? Вы разве не знаете? Ну, так позвольте я немного поясню. Всё на свои, на кровные, на честно заработанные! Не много не мало, а это письменные принадлежности, канцелярские товары, учебные и методические пособия, тетради, блокнот или ежедневник, картриджи на принтер и сам, к слову сказать, принтер.

Хотя принтер уже в прошлом… Многофункциональное устройство, чтобы принтер сканер и копир в одном. Бумага для распечатывания. Флэш-накопители и съёмный жёсткий диск, фотоаппарат (да такой, чтобы видео снимать), электронные образовательные ресурсы (диски учебные по-простому). Всякие разные папки-скоросшиватели и файлы к ним.

Да! Чуть не забыла! Персональный компьютер, а к нему лицензионное программное обеспечение. Лично я всё это за свой счёт приобретаю. Сомневаюсь, что у нас в России где-то по-другому.

Ну а если говорить про экзамен по преподаваемому предмету в форме ЕГЭ, так и это для нас не новость! Сдавали и по билетам и в форме ЕГЭ. Было всё это уже.

И здесь мне понравилось мысль Самуила Шурухта, я даже позволю себе вставить цитату из его статьи: «И в этом самая большая, опять же, юридическая закавыка. Много лет тому назад при обмене водительских прав МВД возжелало напрячь водителей на сдачу экзаменов по теории и вождению. А водители возьми и подай в суд. В советский, самый гуманный. Суд и разъяснил, что водительские права есть документ о получении специальности, которая дается раз и навсегда, а потому при обмене документов подтверждать наличие специальности не надо. Учитель — тоже специальность. А если так и если он имеет подтверждающий документ, для чего огород городить?»

Видимо до того мы уже привыкли сдавать и пересдавать свою аттестацию периодически, что юридический аспект правомерности всего этого у нас не возникал! Так что идея хорошая, можно и порассуждать на эту тему.

Хотя, что касается лично меня, то свою очередную аттестацию я прошла в этом году, следующая через пять лет. И как показывает опыт, эти новшества могут опять со свистом пролететь мимо меня.

Причём считаю, что в этот раз мне несказанно повезло. На момент очередной аттестации процедура состояла лишь в создании и предоставлении на суд аттестационной комиссии своего информационного сетевого ресурса, так сказать веб-портфолио. А это, как вы догадываетесь одно из моих любимых занятий!

Да и помощник у меня был просто отличный – образовательный портал «Мой Университет». Я прошла там дистанционные курсы по созданию портфолио и «no problems», как говорят англичане.

Так что, друзья, не рекламы ради, а действительно для дела очень рекомендую вам этот ресурс.

В «Моём Университете» представлено несколько факультетов, различной образовательной направленности.

В том числе специально для того, чтобы помочь педагогам качественно подготовится к прохождению аттестации, а затем достойно ее пройти, был создан «Центр подготовки педагогов к аттестации».

Успехов Вам во время аттестации!

Новая аттестация учителя? Да ладно!

   2 голоса
Средняя оценка: 5 из 5
Буквоед
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями:

Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук