Некоторые психологические аспекты в подготовке учащихся к процедуре сдачи ЕГЭ ОГЭ

  Автор:
  1342

Подготовка к единому государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ЕГЭ и ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена. Другими словами, эта подготовка будет способствовать развитию у учеников памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, умению владеть своими эмоциями.

В результате целенаправленной и планомерной психологической подготовки учащихся формируется их психологическая, педагогическая и личностная готовность к итоговой аттестации.

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету.

Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

  • сомнение в полноте и прочности знаний;
  • сомнение в собственных способностях, таких как, умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
  • психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;
  • стресс незнакомой ситуации;
  • стресс ответственности перед родителями и школой.

Таким образом, условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ и ОГЭ для детей:

  • познавательные – связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ и ОГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета;
  • личностные – обусловленные особенностями и состояниями личности, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;
  • процессуальные – связанные с самой процедурой ЕГЭ и ОГЭ и отсутствием четкой стратегии деятельности.

Учитывая всё вышеизложенное, мы делаем вывод, что психологическая поддержка учащихся в период подготовки к итоговой аттестации – это важная составляющая педагогического процесса.

Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах старшеклассника с целью укрепления его самооценки; помогает ему поверить в себя в свои способности; поддерживает его при неудачах.

Практические аспекты организации подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ учителями-предметниками:

  • адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
  • исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
  • организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;

Непосредственно в период подготовки к итоговой аттестации учителям-предметникам необходимо:

  • индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
  • провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;
  • проанализировать результаты пробного тестирования и др.;
  • составить план собственной работы по подготовке учащихся в процессе преподавания предмета к ОГЭ и ЕГЭ.

Практические аспекты организации подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ классными руководителями:

Классный руководитель, является своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива.

Работа классного руководителя в этом русле с учащимися включает следующие направления:

1. Знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования конкретного региона, управления образования конкретного муниципалитета о проведение ОГЭ и ЕГЭ.

В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ОГЭ и ЕГЭ и ликвидировать пробелы.

2. Организация обсуждения новой формы аттестации в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагаемый итог — позитивное отношение школьников к проведению ОГЭ и ЕГЭ в районе;

3. Проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль (аттестат особого образца).

4. Разработка и составление рекомендаций для учеников по самоорганизации и самоподготовке к экзаменам.

Работа классного руководителя в тандеме с учителями-предметниками состоит в:

  • отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;
  • организации заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к экзаменам, а также собеседований с учителями-предметниками;
  • организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.

Работа классного руководителя с родителями заключается в:

  • оказании помощи в изучении нормативно-правовой базы ОГЭ и ЕГЭ;
  • обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимися ОГЭ и ЕГЭ.
  • обсуждении организации учебной домашней работы, режима труда и отдыха обучающихся;
  • в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для экзамена.

Некоторые психологические аспекты в подготовке учащихся к процедуре сдачи ЕГЭ ОГЭ

   1 голос
Средняя оценка: 5 из 5
Буквоед
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями:

Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук