Математические способности… Быть или не быть?!!

  Автор:
  978

Вот и закончился экзаменационный период для выпускников 9-х и 11-х классов. Ещё не по всем предметам известны результаты, но влияющие на получение аттестатов уже оглашены – это русский язык и математика.

Этот год не стал исключением и результаты сдачи экзамена по математике выпускниками, как и в предыдущие годы, во много раз хуже, чем по русскому языку. Причем такая статистика наблюдается не только в каких-либо отдельно взятых регионах, эта картина характерна и в целом для страны.

Почему же прослеживается такая печальная закономерность? И можно ли это как-то объяснить?

Понятное дело, что причина не одна и изучать этот вопрос нужно в комплексе. Но я хочу остановиться на одном, на мой взгляд, немаловажном моменте, имеющим прямое отношение к тому, как хорошо наши дети знают и понимают математику.

А именно речь пойдет о развитии математических способностей.

Математические способности – это особый вид специальных способностей, которые полностью зависят от способностей общих (мышление, память, и т.д.).

Начало развития этих способностей обычно приходится на дошкольное детство. Это ранний интерес ребёнка к интеллектуальным видам деятельности, прежде всего с предметами и фигурами, и чуть позже с числами.

Это может быть ранняя техника счёта, умение манипулировать с цифрами и числами (выполнять действия). Это раннее освоение разрядности чисел и понимание этого.

Основой развития способностей на этом этапе является, прежде всего, повышенный  интерес.

Дальнейшее развитие таких способностей происходит в начальной школе. На этом этапе, в первую очередь, развивается операционная сторона деятельности, расширяется круг математических знаний и умений.

Именно в начальной школе проявляются первые элементы геометрического мышления (сравнение фигур, их подбор, классификация). В этом возрасте чётко закрепляется понятие «больше», «меньше» и «равно».

В начальной школе может проявляться очень высокий интерес к решению занимательных комбинаторных задач.

Завершающий этап развития математических способностей приходится на средние и старшие классы.

У способных ребят обычно нет страха, испуга перед новым сложным материалом.  Они очень хорошо воспринимают интересные, необычные вещи, легко включаются в любые виды заданий.

Активную роль в этом играет процесс воображения. Появляется умение представить себе конечный результат деятельности и под него подстраивать сам процесс решения задач.

В этом возрасте способности всегда опираются на объёмный, разнообразный материал, новые знания.

Завершение развития математических способностей обычно заканчивается с окончанием школы. И если они нужны в дальнейшей жизни, то они используются в работе, в учёбе, на практике (как реальный жизненный практический опыт).

Математическая способность может иметь или числовую, или геометрическую направленность. Особое место в этом списке занимают уникальные способности счёта, особая математическая память, умение видеть хорошо замаскированные, скрытые и далеко неочевидные вещи.

А теперь ВНИАНИЕ!!!!

В отличие от всех других видов  математические способности при их потере не восстанавливаются!

Факторами, нарушающими эти способности, могут быть прекращение деятельности, личные обстоятельства, иногда просто потеря интереса и мотивации и  пр.

Эффект очевиден! Если в жизни ребенка на любом из этапов формирования математических способностей есть продолжительный  период времени, когда эти способности не поддерживаются (не закрепляются, не отрабатываются), как следствие происходит их потеря… А потом как с чистого листа!.. Знакомо?

Я каждый новый сентябрь, каждого нового учебного года наблюдаю одну и ту же историю, прямо как в басне Крылова: «Лето красное пропела, оглянуться не успела…»… И если три тёплых месяца ребята не вспоминали о таблице умножения, квадратных уравнениях и прочих математических «хитростях», то и сидят они потом с широко открытыми глазами и смотрят на этот мир «как заново родившиеся»… И начинают всё с начала… И каждый следующий год этого «сначала» становится всё больше и больше! А потом попробуй за один 9-й класс вспомнить всё, что положено по программе за 5 учебных лет…

Математические способности… Быть или не быть?!!

   2 голоса
Средняя оценка: 5 из 5
Буквоед
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями:

Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!

Оставьте свой комментарий:
11 комментариев
  1. Никогда не имел больших способностей по математике, больше любил гуманитарные науки и русский язык) И угораздило же меня выбрать профессию, где математика является одной из важнейших составляющих — штурман (на самолетах). Но ничего, приспособился))

    • Наталья Камушкова

      Максим, у вас такая романтическая профессия) Небо и самолёты! Рада, что вы таки подружились с математикой )) Я вот тоже больше мечтала не о школьной доске))) Но сейчас абсолютно уверена — это судьба! =)

  2. А зачем им сейчас математика? Уже со школы с мобилами и планшетами. Ноутбуки дома. Всегда под рукой техника, на которой можно посчитать все, что угодно. Поэтому все на нее забивают. И если есть математические способности, то они не развиваются.

    • Наталья Камушкова

      А математика нам всем нужна уже потому, что она является «пищей для ума» =) Так что кормите свой Ум не забывайте!!!

    • Алексей Щукин

      Наталья, не знаю как у вас на блоге ответить на комментарий. Хотел дополнить именно ваш.
      Математика способствует развитию логического мышления. Не будет математики как предмета, дети станут похожими на роботов. Им скажут что 2*2 будет 5 — они и будут воспринимать это за истину.
      Правда, я не очень доволен тем, как изучаются предметы в нынешней школе. Своей старшей дочке приходится всю школьную программу объяснять самому. Книжки очень ужасно написаны как по математике, так и по русскому. Да и по другим предметам не лучше.
      Иногда, у меня «крыша едет» от тех правил или определений, которые написаны в современных учебниках.

    • Алексей Щукин

      P.S. Все же удалось ответить именно на ваш комментарий (этот можно удалить).

  3. Наталья Камушкова

    Алексей, у меня на блоге есть ограничения по поводу древовидных комментариев. Я установила всего два уровня =)
    А по поводу математики, рада, что мы солидарны!
    Что же касается новых учебников… Соглашусь =) Но поясню…
    Современное образование нацелено не на трансляцию готовых знаний в виде правил и определений. Задача заключается в том, чтобы ребёнок находился в постоянном поиске ответов на свои вопросы, учился находить решения на поставленные задачи %)
    Мы же, привыкли к тому, что учитель (или учебник) дают готовые знания, как догму не подвергающуюся сомнениям =)
    Отсюда и все противоречия, непонимания и противостояния…
    Сейчас родителям всё труднее помогать детям в учёбе, поскольку их методы «из прошлого» ;)

  4. Я абсолютно согласна, способности нужно развивать, и лучше разносторонне. Конечно, все дети разные, но, если ребенок развитый и смышленый, то для него не будет трудностей не с математикой, не с языком. Я, например, окончила математический лицей, а потом поступила на филологический факультет, который успешно окончила. Главное, заниматься тем, что интересно.

    • Наталья Камушкова

      Да, конечно! Заниматься нужно тем, что интересно. И безусловно развиваться всесторонне. Скажу больше — нет неспособных детей! Есть недостаточные условия для их развития =)

  5. Ох, наверное я пойду «против течения»… Но поясню почему: у нас сын с детства был способным к математике, за что и был переведен в специальный математический лицей — лучший в нашем регионе. Развивался, постигал, участвовал в олимпиадах, получил возможность на лето в детский математический международный лагерь под Питером. После чего твердо решил продолжить образование в этом городе с математическим уклоном. Поступил и учился до 3 третьего курса. Затем ушёл в жизнь, плюнул на математику и зарабатывает на достаточно хорошую жизнь. А нам сказал: «Не тому вы меня с детства учили». Вот так…

    • Наталья Камушкова

      Ольга, тут с какой стороны посмотреть… Если учесть, что с развитием математической способности, развиваются активно и общие — логика, мышление, внимание, память и др. То с большой вероятностью можно утверждать, что работа ума помогла вашему сыну в жизни ) И пусть его «кормит» не математика, она однозначно ему помогает не прямо, так косвенно добиваться успеха!

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук