IT и наши дети

  Автор:
  1013

Психологи бьют тревогу: дети осваивают гаджеты раньше, чем начинают разговаривать. Компьютерный мир захватил и школьников, и дошкольников. Стоит ли говорить ему безоговорочное «нет»? Как отличить вредную программу от образовательного приложения? Можно ли с пользой сыграть на интересе малышей к новым технологиям?

У сегодняшних детей даже бабушки и дедушки разбираются в компьютере. А молодые родители и сами выросли параллельно с IT-бумом: у всех есть аккаунты в социальных сетях, парочка мессенджеров, несколько электронных ящиков, а место под их ЖК-телевизором занимают не DVD-плееры, а продвинутые игровые приставки.

Но и самые IT-продвинутые родители могут растеряться, если на mail упадет очередная реклама образовательной игрушки для 3-5-летнего малыша. На картинке — счастливый парнишка, а рядом разработчики уверенно пишут – «Научит ребенка считать и читать», «Готовит к получению отличных оценок в школе», «Рекомендовано министерством образования!». Как быть?

Эксперты советуют: прежде чем верить рассылке и покупать программу, нужно «включить голову» и разобраться, не прибавит ли она проблем.

Во-первых: Федеральное министерство образования и науки экспертизу электронных приложений для детей не проводит и подобных рекомендаций не дает.

Во-вторых: В России более 10 лет действует межрегиональная общественная организация «Экспертиза для детей». Это объединение независимых специалистов в области игровой, учебно-методической и электронной детской продукции, психологов, методистов, педагогов… Профессиональную оценку подобным программам они дают по запросу родителей, педагогов.

Как проходит экспертиза? Есть четкий регламент. Игру или приложение рассматривают как минимум два специалиста. Свое заключение они представляют экспертному совету, а тот уже принимает окончательное решение. Главные критерии: электронная игра или приложение не могут угрожать здоровью, психике и нормальному развитию ребенка, они должны соответствовать указанному в описании возрасту, целям развития, образования, иметь приятный дизайн и не содержать ошибок.

Но даже если родитель на яркую рекламу новой игрушки не «клюнет» пока не разберется во всех её плюсах и минусах, то  всегда ли его чадо посоветуется с ним по поводу того, во что играть и что устанавливать на свой компьютер или планшет.

Сегодня даже малыш-трехлетка может и сам установить на планшет любое приложение: «стрелялки», онлайн-кинотеатр с мультиками, обучающие программы.

Топ-рейтинг популярных развивающих мобильных приложений выглядит так. На первом месте — загадки на знание букв, слов, алфавита. На втором — интерактивные математические задачки в игровой форме, а на третьем — окружающий мир, изучение стран, животных, растений. И далеко не все из них — одинаково полезны.

Один из свежих негативных примеров  —  программа для детского планшетника, в которой ребенку предлагается обводить буквы по экрану пальчиком. Любой детский  психолог вам ответит, от такой программы больше вреда, чем пользы, поскольку мелкую моторику так не развить.

К тому же не стоит забывать, что длительная работа за компьютером влияет на здоровье ребенка. И здесь дело не только в  испорченном зрении и искривлении позвоночника. Подросткам, многими часами просиживающим за играми в Интернете, зачастую необходима социальная, психологическая поддержка, у них большие трудности в общении.

В прошлом году одна из крупнейших российских IT-компаний провела соцопрос среди пяти тысяч родителей: «Когда ваши дети осваивают гаджеты»? Почти половина мам и пап (46%) назвали средний возраст: от года до трех лет. А среди семилеток гаджетами пользуются уже около 70 процентов детей. Между тем детям младше трех лет находиться за экраном врачи вообще не рекомендуют. А с трех до семи лет можно «общаться» с гаджетами не более получаса в день.

Да, с планшетом легко занять ребенка, однако злоупотреблять гаджетами не стоит.

Вот пример из опыта молодой мамы:

Планшет Екатерина дала сыну рано, когда ему не было и двух лет. Сначала игрушки казались полезными: Коля выучил все цвета, может их показать на экране: вот «машинка – зеленая», «морковка – оранжевая». Он знает все простые фигуры. Счет, чтение букв — тоже не проблема. А проблема в том, что все это он делает молча: потребность общаться в таком планшетном обучении исключается. В итоге диагноз — задержка в речевом развитии. Пришлось исправлять у психологов, логопедов, неврологов…

Вот такие они «умные технологии» которые могут сделать далеко не умными наших детей…

(По материалам статьи «Малыш и гаджет» / Ксения Колесникова // Российская газета. – 2016. – 28 марта).

 

IT и наши дети

   1 голос
Средняя оценка: 5 из 5
Буквоед
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями:

Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!

Оставьте свой комментарий:
8 комментариев
  1. Мы своему малышу тоже показали планшет в возрасте 1 года. Сейчас ему 1,6 он с легкостью находит значок ютюба и включает свои любимые мультфильмы. Предметы он тоже отличает отлично, но вот говорить пока не говорит. Хотя с ним постоянно разговаривают, играют, читают сказки.

    • Наталья Камушкова

      Андрей, думаю, вам волноваться еще рано =) В период от 1 года до 1 года и 5-6 месяце происходит главным образом развитие понимания речи. В период от 1,5 до 2-х лет быстро формируется словарь и возрастает активность в использование речи. Родителям же важно помнить, что для развития речи необходимо формировать у ребенка саму потребность в общении. А потребность в общение как правило формируется через деятельность с предметами окружающего мира.
      Так что сокращаем общение ребенка с планшетом и игрушки, игрушки и еще раз развивающие игрушки, игры и живое общение =) Время пришло!

  2. Я поражаюсь сообразительности детей в сфере всех этих гаджетов, планшетов и прочего. У знакомого, ребенок 2 года, уверенный пользователь ПК, планшета и любого телефона) Что с трудом дается людям старшего поколения, современная молодежь осваивает легко. Но, все это только на уровне пользователя, что касаемо настроить, «очистить», безопасность и прочие «напряги», это делать просто лень) Ту выигрываем мы, более старшее поколение.

    • Наталья Камушкова

      Платон, тут я с вами не соглашусь) Уверенный пользователь — это всё таки значительный багаж того, что нужно уметь. Я же на практике сталкиваюсь с тем, что ученики испытывают элементарные проблемы с регистрацией почтовых ящиков и использованием образовательных ресурсов. =) Хотя сплошь и рядом их «маячки» сигнализируют присутствие в Соцсетях, они играют онлайн, обмениваются разными ссылками на «прикольные» странички…

    • Ничего странного. В мелком возрасте дети впитывают все как губка. Им намного легче научиться, тем более, что для них это интересно. А когда интересно, все движется в разы быстрее. А старшему поколению очень часто приходится изучать новые технологии через не могу. Интереса нет, а требуют на работе. Сегодня у врача был. Им там тоже в каждый кабинет компьютеры поставили. Больно было смотреть, как врач в 76 лет забивает данные в компьютер.

  3. Моя подруга хочет приобрести планшет для сына которому 7 лет. Я ее всячески отговаривала, т.к. ребенок и так «висит» за компьютером. Думаю лучше приучать ребенка к играм на свежем воздухе, общаться с ним лично и учить тому что сам знаешь. Так воспитала своего сына и ни сколько не жалею.

  4. Алексей Щукин

    Не стараемся оградить наших детей от компьютера или интернета, но и не даем полной свободы действий. Все должно быть в меру.
    Да и дети, как-то сами понимают что долго «сидеть» у компьютера нельзя. Младший сын, после просмотра нескольких короткометражных мультфильмов уходит играть с конструктором или машинками.
    А старшая дочка, спешит убежать на улицу. Там ждут подруги.

    • Наталья Камушкова

      Алексей, точно подмечено, что всего должно быть в меру! Хорошо, когда родители сами это осознают и детям прививают =)

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук