А давайте поиграем?!

  Автор:
  313

Как часто ученики обращаются к вам с таким вопросом-просьбой?

Я как минимум раз в неделю слышу его от своих ребят и чаще всего мой ответ неутешительный: «Сейчас нам нужно разобрать новый материал. Это очень важно для успешной сдачи экзамена». Или что-то в этом роде… Мол, нам нужно заняться более серьёзными делами.

То есть с позиции учителя или просто взрослого человека, всё, что касается желания детей поиграть – это несерьёзно?

И пока они были маленькими, мы снисходительно принимали эту их потребность, а как только подросли, стали примерять на них свои взрослые принципы?

Но, как говорится, слов из песни не выкинешь. Помните, с чего начинается ария Германа в опере Петра Ильича Чайковского?

«Что наша жизнь? Игра!»

Игра — это то, о чем давно забыли взрослые…

И что является естественной средой обитания ребёнка, частью его жизненного опыта, неотъемлемой формой обучения!

Дети интуитивно стремятся превратить скучные для них занятия в более интересные и привлекательные.

Взрослые же со временем, к сожалению, усердно и методично отучают их делать это.

— Не шали, не бегай, не вертись, не задавай лишних вопросов…

Вот программа, которая прививает у ребёнка восприятие каждодневных действий, в том числе восприятие учебы и труда как чего-то нудного, скучного, неприятного, но обязательного.

Так стоит ли удивляться тому, что наш ребёнок из любознательного малыша со всеми признаками гениальности на глазах превращается в «среднего» ученика со «средними способностями», погрузившегося в мир компьютерных игр, социальных сетей и дурных привычек!

Что же делать?

Я для себя решила, вновь взглянуть на мир глазами ребёнка и подключить давно забытые игровые правила.

С этой целью я открываю в блоге новую рубрику «Обучение в игре» где мы будем разбирать основные понятия и приёмы, а так же возможности практического применения такого явления, как игрофикация.

И начнём, пожалуй, с того, насколько это актуально.

Актуальность игрофикации

Практически любому процессу сейчас, будь то работа, учёба или даже шопинг, приходится вести борьбу за внимание людей. Их вовлечённость в тот или иной процесс уже превращается в основной ресурс. И одним из способов эффективной вовлечённости как раз и является игрофикация, применяющая игровые элементы и игровое мышление.

Немного статистических данных, взятых на сайте elearninginfographics.com:

  • 71% наёмных работников не увлечены, или абсолютно не вовлечены в свою работу.
  • 80% учеников говорят, что их продуктивность выросла бы, если бы их обучение было больше похоже на игру.
  • 90% учеников вспоминают информацию, если при применении материала задействован механизм стимуляции.

Так что такое игрофикация?

Существует множество определений термина «Игрофикация» (Gamification).

Мне более всего приглянулось приведённое в мини книге «Шпаргалка Игрофикатора». Авторы Иван Нефедьев и Мирослава Бронникова.

Игрофикация – это введение дополнительных игровых правил в существующий контекст. При этом должны присутствовать Фан, связь с реальностью и добровольность игры.

  • Фан (Fun)

Соблюдение игровых правил делает реальность более увлекательной и интересной для игроков.

  • Связь с реальностью

В игрофицированной системе игрок совершает обычные для себя и полезные для основного (реального, не игрового) контекста действия, часть из которых наполнена дополнительным игровым смыслом.

  • Добровольность

Игрок в любой момент может отказаться от этой надстройки и вернуться к обычному взаимодействию с реальностью.

Разберём на примере:

Помните, как капитан Врунгель учил матроса Фукса управлять яхтой?

… Но тут мне пришла блестящая мысль. Я, знаете, люблю иногда разложить пасьянс на досуге, и у меня нашлась на судне колода карт. Так я на каждую снасть привязал поскорее по карте, привел яхту к ветру и повторил маневр.

– К повороту приготовиться! Развязать тройку пик, подтянуть валета червей, смотать десятку треф…

И, знаете, поворот удался на славу, и этот Фукс действительно так в картах разбирался, что в темноте другой раз и то масти не путал…

Для того чтобы быстро сориентировать Фукса в совершенно незнакомой ему среде и вовлечь в процесс, капитан Врунгель ловко использовал игровые правила (Фан) карточной игры.

А так как Фукс был ни кто иной, как карточный шулер, и игральные карты были его родной стихией, то связь с реальностью уж точно была обеспечена.

Как вы помните, Фукса никто не принуждал становиться матросом. Он по доброй воле и счастливому для него стечению обстоятельств попал на яхту «Беда» и принял на себя все необходимые обязанности. Так что с добровольностью тоже всё в порядке.

Вся структура применения игрофикации в процессе обучения на лицо.

Здесь очень важно понимать, что игрофикация – это не игры как таковые. Это включение игровых правил в неигровой контекст.

Подытожим

Критерии отличия игрофикации от игр, симуляторов, принудительной деятельности и пр.:

  1. Добровольный вход и выход.
  2. Правила, надстроенные над существующим контекстом. За счёт усложнения реальности они делают опыт игроков более привлекательным
  3. Игрок совершает полезные для существующего контекста действия. Часть этих действий наполняется дополнительным игровым смыслом

Только при соблюдении всех этих условий можно считать какой-либо процесс игрофикацией.

Надеюсь, эта информация будет полезна и вдохновит вас на новые творческие идеи. А я желаю вам успехов в их реализации!

И да пребудет с нами Fun!

А давайте поиграем?!

   2 голоса
Средняя оценка: 5 из 5
Буквоед
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями:

Подпишись на обновления и получи Книгу "10 способов победить стресс" в Подарок!

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук